В статье рассмотрим, как проверить форсунки на ВАЗ 2110. Это важная процедура для поддержания оптимальной работы двигателя. Правильная работа форсунок влияет на расход топлива, мощность и производительность автомобиля. Регулярная диагностика этих компонентов поможет избежать поломок и сэкономить на ремонте, обеспечивая комфортное и безопасное вождение.
Форсунки автомобилей ВАЗ 2110–2112
Автомобили «десятого» семейства оснащены различными инжекторными моторами, каждый из которых предназначен для работы с определёнными моделями форсунок. Хотя у них есть свои названия, водители чаще всего используют «народную» классификацию, основанную на цвете и диаметре. Например: черные тонкие.
Такое упрощение обычно оказывается эффективным, однако не может гарантировать полную совместимость форсунки с двигателем. Чтобы избежать ненужных визитов к чип-тюнеру для корректировки прошивки электронного блока управления впрыском, рекомендуется уточнить каталожный номер детали перед покупкой.
Проверка форсунок на ВАЗ 2110 является важной процедурой для поддержания оптимальной работы двигателя. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра на наличие утечек и загрязнений. Затем следует использовать мультиметр для проверки сопротивления обмоток форсунок; нормальное значение должно находиться в пределах 12-16 Ом. Также важно провести тест на распыление, который можно выполнить с помощью специального оборудования или в условиях автосервиса. При этом форсунки должны равномерно распылять топливо, без образования крупных капель. Если результаты проверки не соответствуют норме, рекомендуется заменить форсунки или провести их чистку. Регулярная диагностика поможет избежать серьезных проблем с двигателем и повысить его эффективность.

Таблица: совместимость форсунок и двигателей автомобилей ВАЗ 2110–2112
| Двигатель | Объём (л) | Количество клапанов | ЭБУ | Прошивка | Форсунки | |
| Siemens | Bosch | |||||
| ВАЗ-2111 | 1,5 | 8 | М1.5.4 | Январь-5.1 | VAZ6238 (серые толстые) | 0 280 150 996 (бирюзовые толстые) |
| ВАЗ-2111 | 1,5 | 8 | М7.9.7 | Январь-7.2 | VAZ6393 (бежевые толстые) | 0 280 158 502 (чёрные тонкие) |
| ВАЗ-21114 | 1,6 | 8 | М7.9.7 | Январь-7.2 | VAZ20734 (оранжевые тонкие), VAZ20734 (жёлтые толстые) | 0 280 158 017 (чёрные тонкие) |
| ВАЗ-2112 | 1,5 | 16 | М1.5.4 | Январь-5.1 | VAZ6238 (серые толстые) | 0 280 150 996 (бирюзовые толстые) |
| ВАЗ-21124 | 1,6 | 16 | М7.9.7 | Январь-7.2 | VAZ20735 (голубые тонкие), VAZ20735 (розовые толстые) | 0 280 158 022 (чёрные тонкие) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке форсунок на ВАЗ 2110:
-
Метод проверки на стенде: Одним из самых точных способов проверки форсунок является использование специального стенда, который позволяет измерять количество и качество распыла топлива. Это помогает выявить проблемы, такие как засорение или неправильная работа форсунок, которые могут привести к ухудшению работы двигателя.
-
Тест на утечку: Проверка на утечку форсунок может быть выполнена с помощью простого метода: нужно отключить форсунки и подать к ним давление с помощью компрессора. Если из форсунок начинает вытекать топливо, это свидетельствует о необходимости их замены или ремонта.
-
Визуальная проверка и чистка: Иногда достаточно провести визуальную проверку форсунок на наличие загрязнений и отложений. Чистка форсунок специальными средствами может значительно улучшить их работу и восстановить нормальный распыл топлива, что положительно скажется на расходе топлива и мощности двигателя.
https://youtube.com/watch?v=OOgsBzt2gSc
Отличия форсунок для восьми и шестнадцатиклапанных двигателей
Среди некоторых автомобилистов существует мнение, что форсунки для автомобилей «десятка» различаются в зависимости от количества клапанов в двигателе. Другие же считают, что ключевым фактором является объем цилиндров.
Засоренные форсунки могут вызвать дергание автомобиля во время движения.
На самом деле, и те, и другие ошибаются. Форсунки должны соответствовать конструкции двигателя, модели автомобиля и программному обеспечению электронного блока управления.
При замене рекомендуется устанавливать те же форсунки, которые были изначально. В противном случае могут возникнуть проблемы с запуском и работой на переходных режимах. Для устранения таких недостатков потребуется корректировка прошивки, что в условиях гаража практически невозможно.
Впрыск топлива в цилиндры был известен еще в самом начале автомобилестроения. В начале 1890-х годов немецкий инженер Рудольф Дизель и англичанин Герберт Акройд-Стюарт получили патенты на свои схемы двигателей внутреннего сгорания, работающих на мазуте.
Замена форсунок автомобилей ВАЗ 2110–2112
Неисправности форсунок приводят к сбоям в подаче топлива в цилиндры и нарушению соотношения топливной смеси. Эти проблемы сказываются на поведении автомобиля, функционировании системы зажигания, расходе топлива, стабильности работы на холостом ходу и уровне угарного газа в выхлопных газах.

Таблица: неисправности форсунок инжекторных двигателей
| Неисправность | Проявление неисправности | Способы диагностики и сопутствующие признаки неисправности |
| засорение (закоксовывание) распылителя | * повышенный расход топлива; * трудности с запуском при низких температурах; * ухудшение динамических характеристик. | визуальный осмотр и проверка снятой форсунки |
| разгерметизация клапана (течь форсунки) | * увеличенный расход топлива; * двигатель работает неравномерно или издает детонацию; * сложности с запуском. | превышение уровня CO на 1–1,5% для каждой неисправной детали |
| зависание клапана (клапан не открывается) | двигатель работает неравномерно | отсутствие реакции работающего двигателя на отключение питания форсунки |
| нестабильное зависание клапана | * колебания оборотов; * двигатель работает неравномерно. | * отсутствие реакции работающего двигателя на отключение питания форсунки; * установка детали, которая уже была проверена и исправна. |
Для замены форсунок потребуется следующий набор инструментов:
- рожковые ключи на 17 и 13,
- шестигранный ключ на 5,
- торцевые ключи на 10 и 13,
- крестовая отвертка.
Чтобы получить доступ к этим компонентам, необходимо снять топливную рейку. Процесс демонтажа отличается для восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей.
Снятие топливной рейки восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2111
- Отключите аккумулятор от автомобиля.
- Отсоедините вакуумную трубку от регулятора давления топлива.
- Ослабьте соединения подачи и слива бензина, сбросьте давление. Открутите топливные трубопроводы, запомнив их расположение.
-
Отсоедините электрический разъем рейки.
-
Открутите и снимите кронштейн, который крепит подающую и сливную трубки.
-
Открутите крепления рейки.
-
Потяните рейку, аккуратно извлеките форсунки из их посадочных мест. Удалите рейку.
Инженер Йонас Хессельман (Jonas Hesselman) смог объединить различные идеи… В 1925 году он представил первый в истории автомобильный двигатель с непосредственным впрыском бензина. Это был уникальный гибридный двигатель, способный работать на любом горючем материале: бензине, керосине, дизельном топливе, масле и других.
Демонтаж топливной рейки двигателя ВАЗ-2112
- Отключите аккумуляторную батарею.
- Уберите защитный щиток двигателя.
- Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания.
-
Ослабьте хомуты на воздушном и картерном шлангах. Снимите воздушный шланг целиком.
-
Отсоедините шланг вентиляции первого контура картера от дроссельного узла.
-
Ослабьте крепление и выведите трос заслонки из кронштейна.
-
Открутите крепления дроссельного узла. Снимите его вместе со шлангами, отложите в сторону и зафиксируйте с помощью подручных средств. Отсоедините шланг электропневмоклапана от ресивера.
-
Отсоедините шланг вакуумного усилителя.
-
Открутите крепления ресивера.
-
Ослабьте хомуты впускного коллектора.
-
Снимите ресивер и закройте отверстия коллектора тряпками.
-
Отсоедините шланг картерной вентиляции от крышки головки блока цилиндров.
-
Открутите крепление и снимите направляющую трубку для указателя уровня масла.
-
Отсоедините электрический разъем топливной рейки.
-
Открутите штуцеры и отсоедините шланги подачи и слива топлива. Запомните их расположение.
-
Открутите крепление и снимите кронштейн трубок подачи и слива топлива.
-
Открутите винты крепления с помощью шестигранника.
-
Снимите топливную рейку в сборе.
Снятие деталей
Форсунки можно извлечь и заменить после демонтажа топливной рейки.
Сначала сожмите фиксирующую пружину и отключите электрические разъемы каждой форсунки.
-
Сдвиньте и удалите фиксатор положения компонентов на топливной рейке.
-
Аккуратно покачивая, извлеките форсунку. Уберите все детали, которые требуют замены.
Установку новых форсунок, топливной рейки и других снятых компонентов следует выполнять в обратном порядке.
Не используйте старые резинки форсунок; установите новые, предварительно смазав их моторным маслом.
При необходимости замените уплотнительные кольца на топливных трубках.
Ремонт
Перед тем как приступать к снятию форсунок с уже снятой рейки, разумно убедиться в их исправности. Для проведения проверки вам понадобятся:
- четыре одинаковых контейнера,
- тестер,
- провода.
Проверка работоспособности
- Подключите шланги подачи и слива бензина к рейке с форсунками, а также разъём питания.
-
Разместите рейку над мерными ёмкостями.
-
Запустите двигатель с помощью стартера.
-
Проверьте работу распылителей. Образование облака у всех форсунок должно быть схожим. Объём топлива в мерных ёмкостях не должен значительно различаться. Существенные расхождения могут указывать на загрязнение и изменение производительности. Форсунки, закоксованные смолистыми отложениями или забитые, требуют очистки. Полное отсутствие топлива на выходе сопла свидетельствует о неисправности клапана и необходимости его замены.
-
Выключите зажигание. Отсоедините разъёмы питания от форсунок.
- Измерьте электрическое сопротивление обмотки каждой форсунки. Нормальное значение составляет 11–15 Ом. Отклонения от этого диапазона могут указывать на скрытые проблемы с электромагнитным клапаном, которые могут негативно сказаться на форме факела и производительности. В таком случае целесообразно заменить форсунку.
- Включите зажигание. Проверьте герметичность клапанов форсунок. Если деталь протекает, её следует заменить или, по крайней мере, попытаться промыть и повторно проверить работоспособность.
- Проверить форсунку на нестабильное зависание клапана сложно, так как эта неисправность может проявляться редко. Для диагностики подключите электрический разъём форсунки к аккумуляторной батарее с помощью отдельных проводов. Периодически включая и выключая напряжение, наблюдайте за факелом распыла. Форма и интенсивность факела исправной форсунки должны оставаться постоянными, а изменения могут происходить, когда клапан не открывается полностью. Если форсунка иногда «случайно» не срабатывает, её необходимо заменить.
После окончания войны Германия была лишена права разрабатывать инжекторы для авиационных двигателей. Инженеры начали адаптировать системы непосредственного впрыска для легковых автомобилей, обнаружив ещё одно важное преимущество по сравнению с карбюраторами — экономичность.
Замена или промывка?
Некоторые проблемы можно решить с помощью чистки и промывки. Другие же требуют только замены.
Таблица: неполадки в работе форсунок
| Проблема | Способ решения |
| снижение производительности | промывка, замена при неэффективной промывке |
| утечка | промывка, замена при неэффективной промывке |
| увеличение производительности | замена |
| зависание клапана | замена |
| нестабильное зависание клапана | промывка, замена при неэффективной промывке |
| повышенное или пониженное сопротивление обмотки | замена |
В указанных ситуациях промывка не является универсальным решением. Этот метод следует применять, учитывая пробег и качество обслуживания в процессе эксплуатации.
Во время работы сопла форсунок неизбежно покрываются нагаром и забиваются смолистыми отложениями. Ситуацию усугубляет использование некачественного топлива, которое может содержать дополнительные загрязнители.
Некоторое время распылители топлива функционируют без заметных изменений, однако со временем накопленные загрязнения изменяют форму факела и снижают эффективность работы.
Срок службы форсунок ограничен даже при использовании самого чистого топлива. Производители рекомендуют замену каждые 100–120 тыс. км пробега. Однако, учитывая, что автомобилисты часто используют бензин низкого качества, замену приходится производить уже через 80–100 тыс. км.
Среди водителей существует мнение, что «не стоит вмешиваться, если всё работает нормально». Это утверждение имеет смысл, но только в том случае, если владелец готов менять распылители примерно каждые 50 тыс. км пробега.
Дело в том, что регулярное удаление незначительных отложений помогает продлить срок службы расходника, так как загрязнители не успевают причинить серьезный вред.
Засорение форсунок начинает мешать нормальной работе уже после 30–50 тыс. км.
Сначала негативные последствия проявляются в увеличении расхода топлива. Водители не всегда связывают возросший «аппетит» двигателя с состоянием форсунок, так как причин для этого явления может быть множество.
В диапазоне 50–80 тыс. км пробега накопленные загрязнения могут вызвать перебои в работе двигателя, которые уже невозможно игнорировать. В этот момент становится очевидным, что «нужно проверить форсунки», но их чистка на данном этапе может оказаться неэффективной. При длительной эксплуатации загрязненной детали часто увеличивается диаметр сопла. Промывка удалит отложения, но восстановить первоначальные параметры уже не получится.
Чтобы продлить срок безотказной работы и отложить замену, рекомендуется регулярно, примерно каждые 3–5 тыс. км пробега, добавлять в бак чистящее средство для форсунок или использовать его другим способом, рекомендованным производителем.
Мнения водителей о безопасности и эффективности инжекторной химии разнятся. Многие опасаются, что промывка без снятия с двигателя может загрязнить цилиндры.
Действительно, если владелец автомобиля долго не проверял форсунки, без снятия рейки не обойтись. Химия в баке может принести больше вреда, чем пользы. Однако при регулярном использовании очистителей, не дожидаясь появления характерных проблем, двигателю не будет причинен вред.
Хотя инжекторная химия положительно влияет на слегка загрязненные форсунки, её применение не гарантирует, что распылители без проблем «проживут» весь срок, указанный производителем. Некачественный бензин можно встретить на любой заправке.
Чтобы минимизировать накопление отложений, производители рекомендуют проводить профилактическую промывку специальными средствами каждые 30 тыс. км пробега.
Таблица: целесообразность промывки и замены в зависимости от пробега
| Пробег (тыс. км) | Промывка | Замена |
| до 30 | регулярная промывка с использованием добавок в топливо каждые 3–5 тыс. км | замена неисправных компонентов по мере необходимости |
| 30–80 | профилактическая промывка с применением специализированного средства каждые 30 тыс. км | замена отдельных деталей по мере необходимости |
| 80–120 | профилактическая промывка с использованием специального средства каждые 30 тыс. км | полная замена всех форсунок при обнаружении хотя бы одной неисправной |
Промывка без снятия с двигателя
При первых признаках засорения форсунок не стоит откладывать ремонт на потом, так как задержка может усугубить проблему. Вы можете обратиться к специалистам, но также есть возможность провести промывку самостоятельно.
Для создания самодельного устройства и промывки форсунок вам понадобятся:
- 1 литр промывочной жидкости;
- пластиковая бутылка с крышкой;
- фильтр для тонкой очистки топлива;
- резиновый шланг диаметром 12 мм длиной 1 м;
- два хомута размером 12–14 мм;
- два ниппеля в сборе (грибка);
- ножной или электрический насос с манометром.
Порядок выполнения промывки:
-
Просверлите отверстия в дне и крышке бутылки, установите в них ниппели.
-
Соедините шлангом ниппель крышки бутылки с фильтром тонкой очистки топлива. Закрепите соединения хомутами.
-
Запустите двигатель и прогрейте его до температуры 90–95 °C.
- Заглушите мотор и сбросьте давление топлива.
-
Отсоедините шланг подачи бензина от рейки форсунок. Вместо него подключите шланг к выходу фильтра самодельного устройства.
-
Наполните бутылку промывочной жидкостью и закройте крышку.
- Подключите насос к свободному ниппелю и установите давление внутри емкости на уровне 3 кгс/см².
- Запустите двигатель на промывочной жидкости и дайте ему поработать на холостом ходу в течение 15 минут, поддерживая давление с помощью насоса.
- Остановите двигатель и подождите 15 минут. Повторяйте циклы работы и паузы, пока не закончится промывочная жидкость.
- После завершения работы сбросьте избыточное давление в бутылке через ниппель. Отсоедините устройство и подключите шланг подачи бензина.
Аналогичным образом можно промывать топливную рейку, снятую с двигателя, без демонтажа форсунок.
Промывка снятых с двигателя
Для того чтобы очистить форсунку, снятую с двигателя, нужно создать повышенное давление чистящего раствора на её входе и периодически включать и выключать электромагнитный клапан, имитируя работу электронного блока управления автомобиля.
Создать необходимое давление можно с помощью очистителя карбюратора в аэрозольном баллончике. Кроме этого, вам понадобятся:
- источник постоянного напряжения 12 В,
- провода,
- кнопка без фиксации,
- клеммы для подключения к форсунке,
- одноразовый шприц объемом 5 мл,
- кембрик (пластиковая трубочка) для соединения шприца и распылителя баллончика,
- ёмкость для сбора промывочной жидкости.
Этапы промывки:
- Извлеките поршень из шприца. Соедините носик шприца с распылителем аэрозольного баллончика с помощью кембрика. Закрепите соединение проволокой или скотчем.
- Подключите форсунку к источнику питания через кнопку.
-
Наденьте широкий конец шприца на вход форсунки.
-
Направьте выходное отверстие шприца в ёмкость для сбора жидкости.
- Нажмите на распылитель аэрозольного баллончика и заполните шприц промывочной жидкостью.
- Активируйте кнопку питания и откройте форсунку.
- Продолжайте промывку до тех пор, пока не получите на выходе мощный факел приемлемой формы.
- При необходимости, выполните промывку аналогичным образом в обратном направлении, подавая промывочную жидкость не на вход, а на выход.
Замена уплотнительных колец
Чтобы избежать утечек топлива, не стоит повторно использовать уплотнительные кольца распылителя и корпуса форсунки. Их следует заменять новыми каждый раз при снятии, независимо от причины.
Для удаления старого кольца достаточно аккуратно поддеть его отвёрткой. При установке новых уплотнителей избегайте использования твёрдых инструментов, лучше устанавливайте их вручную. Перед монтажом форсунки рекомендуется смазать резинки моторным маслом.
Инжекторный двигатель не так сложен, как могут думать владельцы карбюраторных автомобилей. Форсунки — это надёжные компоненты, которые требуют лишь немного внимания. Проявите заботу, и ваш мотор ответит вам отличной работой.
Проверка давления топлива в системе
Проверка давления топлива является важным этапом диагностики работы форсунок на автомобиле ВАЗ 2110. Неправильное давление может привести к неэффективной работе двигателя, повышенному расходу топлива и увеличению выбросов вредных веществ. Для проверки давления топлива вам понадобятся следующие инструменты и материалы: манометр для измерения давления, ключи для снятия топливного фильтра и соединительных шлангов, а также защитные перчатки и очки.
Первым шагом в проверке давления топлива является подготовка автомобиля. Убедитесь, что двигатель выключен, а ключи зажигания вынуты. Затем откройте капот и найдите топливный насос, который обычно расположен в баке или в районе задней части автомобиля. Снимите крышку топливного насоса и отсоедините шланг, который идет к форсункам. Будьте осторожны, так как в системе может оставаться давление.
После этого установите манометр на место снятого шланга. Убедитесь, что все соединения герметичны, чтобы избежать утечек топлива. Затем включите зажигание, не заводя двигатель. Это позволит топливному насосу начать работу и создать давление в системе. На манометре должно отображаться давление, соответствующее спецификациям вашего автомобиля. Для ВАЗ 2110 нормальное давление топлива составляет от 3 до 4 бар.
Если давление ниже нормы, это может указывать на проблемы с топливным насосом, забитый фильтр или неисправные форсунки. В таком случае необходимо проверить каждый из этих компонентов. Если давление в норме, но форсунки все равно работают неправильно, возможно, они загрязнены или требуют замены.
После завершения проверки обязательно отключите манометр и установите шланг обратно на место. Убедитесь, что все соединения надежны, и проверьте систему на наличие утечек. Закройте крышку топливного насоса и запустите двигатель, чтобы убедиться, что все работает корректно.
Таким образом, проверка давления топлива является важным шагом в диагностике работы форсунок на ВАЗ 2110. Регулярная проверка поможет избежать серьезных проблем с двигателем и обеспечит его эффективную работу.
Вопрос-ответ
Каковы основные признаки неисправности форсунок на ВАЗ 2110?
Основные признаки неисправности форсунок включают увеличение расхода топлива, нестабильную работу двигателя на холостом ходу, черный или сизый дым из выхлопной трубы, а также затрудненный запуск двигателя. Если вы заметили один или несколько из этих симптомов, стоит проверить форсунки.
Какие методы проверки форсунок наиболее эффективны?
Наиболее эффективные методы проверки форсунок включают визуальный осмотр на наличие загрязнений, проверку их сопротивления с помощью мультиметра, а также тестирование на стенде для оценки распыла и объема впрыска. Также можно использовать специальные жидкости для очистки форсунок.
Как самостоятельно очистить форсунки на ВАЗ 2110?
Для самостоятельной очистки форсунок можно использовать специальные жидкости для очистки топливной системы, которые добавляются в бензин. Также возможно снятие форсунок и их промывание в ультразвуковой ванне или с помощью специального оборудования в автосервисе. Важно следовать инструкциям на упаковке очистителя и соблюдать меры предосторожности.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки форсунок убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, такие как мультиметр, манометр и специальный адаптер для подключения к топливной системе. Это поможет вам провести диагностику более эффективно и избежать лишних затрат на вызов специалиста.
СОВЕТ №2
Проверьте электрические соединения форсунок. Убедитесь, что контакты чистые и не имеют коррозии. Используйте мультиметр для проверки сопротивления. Если сопротивление выходит за пределы нормы, это может указывать на неисправность форсунки.
СОВЕТ №3
Для проверки работы форсунок можно использовать метод «проверки на стенде». Снимите форсунки и подключите их к специальному стенду, который позволяет проверить распыление и объем топлива. Это даст вам точное представление о состоянии форсунок и их способности к работе.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярной чистке форсунок. Используйте специальные жидкости для очистки, которые можно добавить в топливо, или проводите профессиональную чистку на СТО. Это поможет избежать засорения и продлит срок службы форсунок.






