Правильная прокачка тормозов на автомобиле ВАЗ — важная процедура для безопасности и надежности тормозной системы. В процессе эксплуатации воздух может попадать в тормозные магистрали, что снижает эффективность торможения и увеличивает тормозной путь. В статье рассмотрим, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ, чтобы восстановить их работоспособность и предотвратить аварийные ситуации. Следуя рекомендациям, вы сможете самостоятельно выполнить эту процедуру и обеспечить безопасность на дороге.
Как прокачать тормоза на автомобилях Ваз
На всех автомобилях марки ВАЗ применяется тормозная система с гидравлическим приводом. Это подразумевает, что усилие, которое водитель прикладывает, нажимая на тормозную педаль, передается на тормозные механизмы, расположенные на ступицах колес, с помощью тормозной жидкости. Однако для того чтобы это воздействие было достаточно мощным, в систему встроен усилитель.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильной прокачки тормозов на автомобилях ВАЗ для обеспечения безопасности и эффективности тормозной системы. В первую очередь, необходимо убедиться, что в системе нет воздуха, который может привести к снижению тормозного усилия. Для этого рекомендуется использовать метод «открытие-закрытие» на каждом тормозном цилиндре, начиная с дальнего от главного тормозного цилиндра.
Специалисты также советуют использовать качественную тормозную жидкость, так как она влияет на работу всей системы. Перед прокачкой тормозов следует проверить уровень жидкости и при необходимости долить. Важно помнить, что прокачка должна проводиться в условиях, исключающих попадание влаги и загрязнений в систему. Регулярное обслуживание и правильная прокачка тормозов не только продлевают срок службы компонентов, но и значительно повышают безопасность на дороге.

Немного теории
Для передачи усилия используется одно из ключевых свойств жидкости – ее несжимаемость. Это означает, что при приложении силы к жидкости ее объем остается неизменным, и она функционирует как эффективный передатчик.
Гидравлический тормозной привод обладает большей практичностью по сравнению с механическими или пневматическими системами, однако у него есть один существенный недостаток – попадание воздуха в жидкость значительно снижает эффективность передачи усилия. Дело в том, что воздух, как и любой газ, поддается сжатию. В результате, наличие воздуха приводит к изменению объема жидкости при приложении усилия (из-за сжатия газа). Это означает, что усилие не может быть передано на исполнительные механизмы, так как оно поглощается изменением объема.
Таким образом, эффективная работа тормозов на автомобилях ВАЗ возможна только до тех пор, пока в систему привода не попадет воздух. Это может произойти по различным причинам.
| Этап | Действия | Примечания |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Убедитесь в наличии всех необходимых инструментов и материалов. | Ключи, емкость для слива жидкости, новая тормозная жидкость, ветошь, помощник. |
| 2. Поднимите автомобиль на домкрат и снимите колеса. | Обеспечьте безопасность, используя подставки. | |
| 3. Очистите штуцеры прокачки от грязи и ржавчины. | Используйте металлическую щетку и проникающую смазку. | |
| Прокачка | 1. Начните с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра (обычно заднее правое). | Порядок прокачки: заднее правое, заднее левое, переднее правое, переднее левое. |
| 2. Наденьте шланг на штуцер прокачки и опустите его конец в емкость с тормозной жидкостью. | Шланг должен быть прозрачным, чтобы видеть пузырьки воздуха. | |
| 3. Помощник несколько раз нажимает на педаль тормоза (3-5 раз) и удерживает ее нажатой. | Педаль должна стать твердой. | |
| 4. Открутите штуцер прокачки на 1/2 — 3/4 оборота. | Из шланга должна пойти жидкость с пузырьками воздуха. | |
| 5. Как только поток жидкости ослабнет или перестанут выходить пузырьки, закрутите штуцер. | Важно закрутить штуцер до того, как помощник отпустит педаль. | |
| 6. Повторяйте шаги 3-5 до тех пор, пока из шланга не будет выходить чистая тормозная жидкость без пузырьков. | Следите за уровнем тормозной жидкости в бачке, не допуская его падения ниже минимума. | |
| 7. Переходите к следующему колесу в установленном порядке. | Повторяйте процесс для каждого колеса. | |
| Завершение | 1. Установите колеса и опустите автомобиль. | Затяните колесные болты с нужным моментом. |
| 2. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и долейте до максимума при необходимости. | Используйте только рекомендованную производителем тормозную жидкость. | |
| 3. Проверьте работу тормозов на небольшой скорости в безопасном месте. | Педаль должна быть упругой, торможение эффективным. | |
| 4. Осмотрите все соединения на предмет утечек. | Убедитесь в отсутствии подтеков тормозной жидкости. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как правильно прокачать тормоза на автомобилях ВАЗ:
-
Метод «педаль-держи»: Один из самых распространенных и эффективных методов прокачки тормозов — это метод «педаль-держи». Суть его заключается в том, что один человек нажимает на тормоза, а другой открывает и закрывает клапан на тормозном цилиндре. Это позволяет удалить воздух из системы, обеспечивая более эффективное торможение.
-
Использование прозрачной трубки: Для более удобного и эффективного удаления воздуха из тормозной системы можно использовать прозрачную трубку, которую надевают на клапан прокачки. Это позволяет визуально контролировать процесс и видеть, когда из системы выходит чистая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
-
Проверка уровня жидкости: Перед началом прокачки тормозов важно проверить уровень тормозной жидкости в резервуаре. Если уровень низкий, это может привести к попаданию воздуха в систему, что усложнит процесс прокачки. Регулярная проверка и замена тормозной жидкости также важны для поддержания эффективности тормозной системы.
Эти факты помогут вам лучше понять процесс прокачки тормозов и обеспечить безопасность на дороге.

Когда нужна прокачка тормозов
Первая причина заключается в том, что трубопроводы тормозного привода подвергаются негативному влиянию внешней среды. Трубопроводы задних тормозов на автомобилях ВАЗ изготовлены из мягких металлов, таких как медь и латунь, и располагаются под днищем автомобиля. Окислительные процессы и возможные механические нагрузки в процессе эксплуатации могут привести к образованию трещин или пробоев в трубопроводах. Привод передних тормозов имеет составную конструкцию: одна часть трубопровода выполнена из металла, а другая – из резины. Со временем резина теряет свои свойства, что может привести к образованию трещин.
Вторая причина, по которой воздух может попасть в тормозную систему, связана с плановым обслуживанием. Жидкость, используемая в тормозном приводе, имеет определенный срок службы, поэтому ее необходимо периодически заменять. Именно в процессе замены жидкости воздух может попасть в систему. Это также может произойти после ремонта, например, при замене тормозных колодок. Поэтому крайне важно прокачивать тормоза после их замены.
На автомобилях ВАЗ предусмотрена возможность удаления воздушных пузырьков через прокачку – процесс, при котором из тормозной жидкости удаляется воздух. Для этого в конструкции тормозных механизмов имеются специальные штуцеры.
Определить необходимость прокачки системы несложно: провал педали, легкость нажатия и снижение эффективности тормозов, вплоть до их полного отсутствия, свидетельствуют о наличии воздуха в системе.
Перед началом прокачки важно тщательно осмотреть все трубопроводы и узлы системы на предмет утечек, а также проверить уровень жидкости в бачке. Если обнаружены следы утечек, необходимо устранить неисправность, выполнив ремонт с использованием ремкомплектов (для главного и рабочих тормозных цилиндров) или заменив поврежденные участки трубопроводов, а затем провести прокачку. Если воздух попал в систему из-за недостатка жидкости, сначала следует восполнить ее до необходимого уровня.
Инструменты
Важно понимать, как правильно прокачать тормоза на различных моделях ВАЗ и что для этого потребуется. Процесс несложный, поэтому его можно выполнить самостоятельно. Однако, лучше иметь помощника – это сделает работу более быстрой и удобной.
Для выполнения этой задачи вам понадобятся следующие инструменты:
- Ключ на 8 (или 10);
- Прозрачная силиконовая трубка, соответствующая диаметру штуцера;
- Контейнер для сбора жидкости;
- Тормозная жидкость.
Что касается ключа, рекомендуется использовать накидной. В продаже также можно найти специальные ключи для откручивания штуцеров, которые имеют зажимной механизм. Это связано с тем, что штуцера могут сильно прикисать к резьбе, и открутить их бывает довольно сложно. Используя обычный рожковый ключ, вы рискуете повредить грани, что сделает дальнейшее откручивание практически невозможным.
Процесс прокачки тормозов в целом схож для всех автомобилей – будь то ВАЗ-2101, ВАЗ-21099 или ВАЗ-2121 «Нива». Однако последовательность операций может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели.
Проведение работ с задними механизмами на ВАЗ классических моделей
Сначала давайте разберемся, как правильно прокачать тормоза на автомобилях «Классика». Важно помнить, что на моделях ВАЗ-2106 и других аналогичных, тормозная система состоит из двух контуров. Это сделано для того, чтобы в случае утечки в одном из контуров, второй оставался функциональным, позволяя автомобилю останавливаться. Однако стоит учитывать, что разделение контуров происходит на главном цилиндре, и если воздух попадает в систему из-за недостатка жидкости, он окажется в обоих контурах.
На всех классических моделях, включая ВАЗ-2107, контуры тормозов разделяют приводы передних и задних колес. Это следует учитывать при прокачке тормозов на ВАЗ-2101 или других моделях.
Если завоздушен только один контур, прокачка второго не является обязательной, хотя обработка всех механизмов, как передних, так и задних, будет полезной.
Теперь, когда все готово, можно переходить к действиям.
Следуйте этой последовательности:
- Лучше всего загнать автомобиль на яму, чтобы облегчить доступ к штуцерам. Не забудьте зафиксировать машину с помощью ручного тормоза или противооткатных опор;
-
Снимите крышку с бачка тормозной жидкости, проверьте уровень и при необходимости доведите его до максимума;
-
Начинайте прокачку с задних тормозов ВАЗ, так как эта операция начинается от тормозного механизма, который находится дальше всего от главного цилиндра, то есть от правого заднего колеса;
- Попросите помощника занять место водителя. В то время как вы находитесь под автомобилем, наденьте ключ на штуцер и подключите к нему подготовленную трубку, другой конец которой опустите в емкость с небольшим количеством жидкости. Рекомендуется сначала немного открутить штуцер, а затем сразу закрутить его обратно, чтобы избежать задержек в процессе прокачки из-за застрявшего штуцера;
- Попросите помощника 5-6 раз нажать на тормозную педаль. С каждым нажатием педаль будет все меньше проваливаться, так как жидкость заполняет систему, а воздух перемещается к механизмам. После заполнения системы помощник должен зажать педаль, удерживая ее нажатой;
-
Открутите штуцер на пол-оборота, из него начнет вытекать тормозная жидкость. Если вы используете прозрачную трубку, то сможете наблюдать пузырьки воздуха. В это время удерживаемая педаль будет опускаться вниз, пока не упрется в пол. Помощник должен удерживать педаль в этом положении, а вы в это время закрутите штуцер обратно;
-
Повторите эту последовательность для одного механизма 4-5 раз, чтобы полностью удалить воздух;
- Затем переходите к прокачке левого заднего колеса (так как они объединены в один контур). Перед этим проверьте уровень жидкости в бачке и доведите его до максимума. Последовательность действий остается прежней: накачиваем тормоза, удерживаем педаль, откручиваем штуцер для слива жидкости с воздухом (педаль опускается) и закручиваем штуцер. Повторите это 4-5 раз;
Следует отметить, что данная последовательность действий подходит для всех автомобилей. Различия могут быть только в некоторых особенностях конструкции тормозной системы.
Прокачка передних тормозов Ваз
Теперь обратим внимание на передние тормозные механизмы. На моделях ВАЗ-2104 и других автомобилях из «классики» сложность работы с передним контуром заключается в том, что тормозной суппорт выполнен в блочном исполнении, что означает, что каждый из двух тормозных поршней активируется отдельно.
Чтобы получить доступ к штуцеру внешнего поршня для прокачки тормозов на ВАЗ-2105, необходимо снять колесо. Здесь также важно учитывать расстояние механизма от главного цилиндра, поэтому первым прокачивается левое колесо. Процесс выполняется следующим образом:
- Поднимаем автомобиль с помощью домкрата и снимаем колесо;
- Штуцер внутреннего поршня не трогаем (к тому же его может и не быть, вместо него может находиться просто заглушка). Прокачка осуществляется по уже известной схеме: накачивание – слив – накачивание (4-5 раз);
- Последним прокачиваем правое переднее колесо. Алгоритм действий остается тем же;
Особенности проведения работа на моделях, начиная от ВАЗ-2108
Теперь рассмотрим особенности проведения процедуры прокачки тормозов на других моделях автомобилей семейства ВАЗ. Начиная с модели 2108, была изменена схема контуров, что повлияло на последовательность выполнения работ. Это важно учитывать перед тем, как приступить к прокачке тормозов на ВАЗ-2108, 2109 и 21099.
На этих автомобилях применяется диагональное расположение тормозных контуров. Это означает, что один контур соединяет заднее левое и переднее правое колесо, а второй – остальные два колеса.
Процесс прокачки начинается, как и обычно, с самого удаленного колеса, то есть с заднего правого. Из тормозного механизма этого колеса удаляется воздух в соответствии с установленной последовательностью.
Однако есть один важный момент. В конструкции автомобиля предусмотрен регулятор давления для механизмов задних колес. Если перед началом прокачки задняя часть автомобиля поднята, этот регулятор необходимо разблокировать. Для этого достаточно вставить отвертку между штоком регулятора и упорной пластиной.
После завершения всех работ отвертку следует убрать.
Далее прокачивается второе заднее колесо, а затем переднее левое, так как оно связано с контуром, который уже был прокачан.
После прокачки каждого тормозного механизма обязательно нужно проверять уровень тормозной жидкости в бачке. Если упустить этот момент, жидкость может уйти в систему, и в нее снова попадет воздух, что негативно скажется на работе тормозов.
Самостоятельная прокачка на примере ВАЗ-2110
На автомобиле Лада «Десятка» процесс прокачки тормозов осуществляется аналогично моделям ВАЗ 2108-21099, так как тормозная система у них схожа. В этой статье мы расскажем, как самостоятельно прокачать тормоза на моделях 2110-2112 без посторонней помощи.
Для выполнения этой процедуры вам потребуется один дополнительный элемент – аэратор, который можно либо приобрести, либо изготовить самостоятельно, а также резиновый шланг с наконечниками на обоих концах для подключения к ниппелю.
Самодельный аэратор можно сделать из крышки тормозного бачка «классики» (без встроенного датчика), в которую устанавливается ниппель от бескамерной шины.
Процесс прокачки довольно прост и включает в себя следующие шаги:
- Зафиксируйте автомобиль. На штуцер тормозного механизма, который необходимо прокачать, наденьте шланг для прокачки.
- Установите аэратор на тормозной бачок и подключите один конец шланга к нему. Второй конец шланга подсоедините к ниппелю накачанного колеса (например, запаски).
- Отверните штуцер на пол-оборота. Давление воздуха из запаски начнет выталкивать тормозную жидкость. Следите за тем, чтобы из шланга выходила жидкость без пузырьков воздуха, после чего затяните штуцер.
Таким образом, вы сможете прокачать все тормозные механизмы. Давление воздуха одного колеса будет достаточно для полной прокачки системы.
Однако стоит учесть один важный момент: давление, подаваемое в бачок, не должно превышать 1 атм. В противном случае существует риск срыва крышки или повреждения бачка.
Метод прокачки тормозов, описанный выше, также подходит для более современных моделей ВАЗ – 2114-2115, Приора и Калина, поскольку их тормозные системы полностью идентичны.
Особенности проведения работ на ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ-21213 «Нива» обладает своими уникальными характеристиками. Несмотря на то, что тормозная система этого автомобиля является двухконтурной, она имеет свои отличия от других моделей ВАЗ.
В данном внедорожнике один контур отвечает за все четыре тормозных механизма, а второй – только за передние колеса. Для обеспечения независимости контуров на «Ниве» используется блочный суппорт спереди, к которому подключены два тормозных шланга, что подразумевает наличие двух штуцеров для прокачки.
Процесс прокачки тормозов на «Ниве» осуществляется в следующем порядке: сначала удаляется воздух из заднего правого механизма, затем из заднего левого. После этого прокачивается общий контур передних тормозов – сначала правый, затем левый (в соответствии с принципом удаленности колеса от главного цилиндра). Важно не перепутать штуцеры: верхний предназначен для общего контура и именно его следует использовать.
После этого прокачивается контур передних тормозов, для чего используется нижний штуцер. В данном случае порядок прокачки не имеет значения, можно начинать как с левого, так и с правого механизма.
В отличие от «Нивы», Chevrolet-Niva не использует такую конструкцию тормозов. У нее установлена стандартная диагональная двухконтурная система, поэтому процесс прокачки аналогичен тому, что применяется на автомобилях ВАЗ-2108 и более поздних моделях.
Видео на тему — как прокачать тормоза

Советы по устранению возможных проблем после прокачки тормозов
После прокачки тормозов на автомобиле ВАЗ могут возникнуть различные проблемы, которые могут негативно сказаться на безопасности и эффективности тормозной системы. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить надежную работу тормозов, следует обратить внимание на несколько ключевых моментов.
1. Проверка уровня тормозной жидкости
После прокачки тормозов обязательно проверьте уровень тормозной жидкости в резервуаре. Если уровень жидкости ниже минимальной отметки, это может привести к недостаточному давлению в системе и ухудшению тормозных характеристик. В таком случае необходимо долить жидкость до нужного уровня, используя ту же марку, что и ранее.
2. Осмотр на наличие утечек
После завершения прокачки тормозов важно внимательно осмотреть все соединения и трубопроводы на наличие утечек тормозной жидкости. Утечки могут возникнуть из-за изношенных уплотнителей или поврежденных трубок. Если вы заметили утечку, необходимо заменить поврежденные элементы, чтобы избежать серьезных проблем в будущем.
3. Проверка работы тормозов
После прокачки тормозов рекомендуется провести тест-драйв. Убедитесь, что тормоза реагируют на нажатие педали без задержек и посторонних звуков. Если вы заметили, что тормоза работают неравномерно или с запозданием, возможно, потребуется повторная прокачка системы или проверка на наличие воздуха в трубопроводах.
4. Обращение внимания на педаль тормоза
Обратите внимание на поведение педали тормоза. Она должна быть жесткой и отзывчивой. Если педаль проваливается или ощущается «мягкой», это может указывать на наличие воздуха в системе или недостаток тормозной жидкости. В таком случае необходимо повторить процесс прокачки.
5. Регулярное обслуживание тормозной системы
Чтобы избежать проблем с тормозами в будущем, важно регулярно проводить техническое обслуживание тормозной системы. Это включает в себя проверку состояния тормозных колодок, дисков, а также уровня и состояния тормозной жидкости. Регулярная диагностика поможет выявить потенциальные проблемы на ранней стадии и предотвратить их развитие.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете минимизировать риск возникновения проблем после прокачки тормозов и обеспечить безопасное управление автомобилем ВАЗ.
Вопрос-ответ
Какая последовательность прокачки тормозов ВАЗ?
Да, последовательность прокачки тормозов Веста важна независимо от наличия ABS. Всегда начинайте с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра (правое заднее), затем левое заднее, правое переднее и, наконец, левое переднее.
Нужно ли оставлять бачок тормозной системы открытым при прокачке тормозов?
Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, который обычно находится под капотом. Убедитесь, что в вашем автомобиле достаточно жидкости. Во время прокачки тормозов обязательно держите крышку главного тормозного цилиндра открученной, но при этом положите её на бачок.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом прокачки тормозов убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы: ключи, шланги, тормозная жидкость и емкость для сбора старой жидкости. Это поможет избежать ненужных задержек и сделает процесс более эффективным.
СОВЕТ №2
Начинайте прокачку тормозов с задних колес, а затем переходите к передним. Это связано с тем, что в системе тормозов может скапливаться воздух, и прокачка задних тормозов сначала поможет удалить его из системы более эффективно.
СОВЕТ №3
При прокачке тормозов используйте метод «педаль-отпуск» с помощником: один человек нажимает на тормоза, а другой открывает и закрывает клапан прокачки. Это позволит вам контролировать процесс и избежать попадания воздуха обратно в систему.
СОВЕТ №4
После завершения прокачки не забудьте проверить уровень тормозной жидкости в резервуаре и при необходимости долить. Также рекомендуется провести тест-драйв, чтобы убедиться, что тормоза работают корректно и эффективно.




