В статье рассмотрим установку распредвала на ВАЗ 2106 — важную процедуру для оптимальной работы двигателя. Правильная установка влияет на мощность, экономию топлива и надежность автомобиля. Предоставим пошаговую инструкцию и советы для самостоятельного выполнения задачи с минимальными затратами времени и усилий.
ВАЖНЕЙШИЕ НЕИСПРАВНОСТИ И ЗАМЕНА РАСПРЕДВАЛА НА ВАЗ 2106
В двигателе автомобиля ВАЗ 2106 распределительный вал играет важную роль, обеспечивая движение клапанов. Он отвечает за своевременный впуск топливовоздушной смеси в камеры сгорания и выпуск отработанных газов, следуя установленному рабочему циклу. Распределительный вал располагается в верхней части двигателя, под крышкой головки блока цилиндров (ГБЦ). На нем установлена звездочка, которая соединяет его с коленчатым валом. Один полный оборот коленчатого вала соответствует двум оборотам распределительного вала.
К основным проблемам, связанным с распределительным валом, относятся риски и царапины на шейках, прогиб относительно оси вращения, повышенный износ и множественные задиры. При значительном износе шеек распредвала может наблюдаться снижение давления масла в системе. Однако такая ситуация может возникнуть и при повреждении посадочных мест под подшипники распределительного вала. Если замена шеек может быть выполнена за относительно небольшие деньги, то в случае с посадочными местами потребуется полная замена головки блока цилиндров. Часто владельцы автомобилей прибегают к тюнингу, который включает установку нового, более легкого распределительного вала на ВАЗ 2106.
Установка распредвала на ВАЗ 2106 требует внимательного подхода и соблюдения определенных этапов. Эксперты подчеркивают, что прежде всего необходимо подготовить рабочее место и собрать все необходимые инструменты. Важно обеспечить доступ к двигателю, сняв крышку клапанов и другие элементы, мешающие работе.
После этого следует внимательно изучить схему установки распредвала, чтобы избежать ошибок. Специалисты рекомендуют использовать новый распредвал, так как это обеспечит лучшую производительность. При установке необходимо следить за правильным положением меток на шестернях, чтобы избежать проблем с синхронизацией.
Кроме того, важно проверить состояние других компонентов, таких как цепь или ремень ГРМ, и при необходимости заменить их. Завершив установку, эксперты советуют провести тест-драйв, чтобы убедиться в правильности работы двигателя и отсутствии посторонних звуков. Такой подход гарантирует надежность и долговечность работы автомобиля.

Демонтаж и установка распределительного вала
Снятие распредвала обычно требуется либо в процессе капитального ремонта, либо при его замене в случае поломки. Для выполнения этой работы понадобятся следующие инструменты:
- головки на 10, 13 и 17;
- рукоятка с трещоткой;
- вороток;
- удлинитель с карданчиком;
- накидной ключ на 13;
- специальное устройство для установки и снятия распредвала ВАЗ.
Первым делом необходимо снять крышку клапанов, которая фиксируется к головке блока цилиндров болтами и оснащена резиновой прокладкой. Будьте осторожны, чтобы не повредить прокладку, иначе это может привести к утечке масла в будущем. Далее откручивается натяжитель цепи ГРМ, который находится с правой стороны двигателя, если смотреть из салона. Шестерня распределительного вала откручивается с помощью головки на 17.
Для удобства работы рекомендуется включить передачу и установить противооткатные упоры под задние колеса. Если потребуется, аккуратно отведите шестерню в сторону, используя подходящий инструмент. Затем необходимо выкрутить все гайки, которые крепят корпус распредвала. Для облегчения задачи сначала воспользуйтесь воротком.
Все резьбовые соединения затянуты с большим усилием, поэтому иногда демонтаж может оказаться затруднительным. После этого, слегка покачивая корпус распределительного вала, с усилием потяните его вверх. После выкручивания двух гаек в передней части корпуса, можно аккуратно ударить деревянной киянкой по задней части вала, чтобы окончательно извлечь его из посадочного места. Установка распредвала осуществляется в обратной последовательности.
Если вы проводите ремонт из-за значительного износа вала, рекомендуется заменить рокеры. Их снятие не представляет сложности — достаточно потянуть их вверх. Однако если состояние рокеров удовлетворительное, не стоит тратить время на их замену: просто внимательно осмотрите каждый элемент и установите на прежние места. Установку выполняйте в той же последовательности, в которой снимали детали.
| Этап работы | Описание действия | Необходимые инструменты |
|---|---|---|
| Подготовка | ||
| 1. Отключение аккумулятора | Отсоедините минусовую клемму аккумулятора для безопасности. | Гаечный ключ на 10 |
| 2. Слив охлаждающей жидкости | Слейте охлаждающую жидкость из системы. | Емкость для слива, гаечный ключ |
| 3. Снятие воздушного фильтра | Отсоедините и снимите корпус воздушного фильтра. | Отвертка, гаечный ключ |
| 4. Снятие клапанной крышки | Открутите болты крепления клапанной крышки и снимите ее. | Гаечный ключ на 10 |
| 5. Установка поршня 1-го цилиндра в ВМТ | Проверните коленчатый вал до совмещения метки на шкиве с меткой на блоке. | Ключ для проворачивания коленвала |
| 6. Снятие цепи ГРМ | Ослабьте натяжитель цепи, снимите башмак натяжителя и успокоитель, затем снимите цепь со звездочки распредвала. | Гаечный ключ, отвертка |
| Демонтаж старого распредвала | ||
| 7. Откручивание болтов крепления постели распредвала | Постепенно, крест-накрест, открутите болты крепления постели распредвала. | Гаечный ключ на 13 |
| 8. Снятие постели распредвала | Аккуратно снимите постель распредвала вместе с распредвалом. | |
| 9. Извлечение распредвала | Извлеките распредвал из постели. | |
| Установка нового распредвала | ||
| 10. Установка нового распредвала | Установите новый распредвал в постель, смазав его маслом. | Моторное масло |
| 11. Установка постели распредвала | Аккуратно установите постель распредвала на место, совместив метки. | |
| 12. Затяжка болтов крепления постели распредвала | Затяните болты крепления постели распредвала в несколько этапов, крест-накрест, с требуемым моментом. | Динамометрический ключ, гаечный ключ на 13 |
| 13. Установка цепи ГРМ | Установите цепь ГРМ на звездочку распредвала, убедившись в правильности совмещения меток. | |
| 14. Натяжка цепи ГРМ | Отрегулируйте натяжение цепи ГРМ согласно инструкции. | Гаечный ключ |
| Завершение работы | ||
| 15. Установка клапанной крышки | Установите клапанную крышку с новой прокладкой. | Гаечный ключ на 10, новая прокладка |
| 16. Установка воздушного фильтра | Установите корпус воздушного фильтра. | Отвертка, гаечный ключ |
| 17. Заливка охлаждающей жидкости | Залейте охлаждающую жидкость в систему. | Охлаждающая жидкость |
| 18. Подключение аккумулятора | Подсоедините минусовую клемму аккумулятора. | Гаечный ключ на 10 |
| 19. Проверка работы двигателя | Запустите двигатель и проверьте его работу на предмет посторонних шумов и утечек. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как установить распредвал на ВАЗ 2106:
-
Точная установка меток: При установке распредвала на ВАЗ 2106 крайне важно правильно совместить метки на шестернях распредвала и коленвала. Неправильная установка может привести к неправильной работе двигателя, потере мощности и даже его повреждению. Поэтому многие автолюбители используют специальные инструменты, такие как шаблоны или индикаторы, чтобы убедиться в точности установки.
-
Выбор распредвала: Существует множество вариантов распредвалов для ВАЗ 2106, включая заводские и тюнингованные. Тюнингованные распредвалы могут значительно изменить характеристики двигателя, увеличивая его мощность и крутящий момент. Однако их установка требует более тщательной настройки других систем двигателя, таких как система впуска и выпуска.
-
Синхронизация с другими компонентами: Установка распредвала — это не только замена детали, но и процесс, который требует синхронизации с другими компонентами двигателя, такими как цепь или ремень ГРМ, а также регулировка клапанов. Неправильная синхронизация может привести к серьезным проблемам, включая столкновение клапанов с поршнями, что может привести к дорогостоящему ремонту.
Эти факты подчеркивают важность внимательности и точности при установке распредвала на ВАЗ 2106.
Как провести регулировку клапанов на ВАЗ 2106?
На автомобиле ВАЗ 2106 рекомендуется проводить регулировку клапанов каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это оптимальный интервал, который обеспечивает стабильную работу двигателя. При изменении зазора могут возникнуть небольшие проблемы: стук клапанов при резком увеличении оборотов, снижение мощности и приемистости мотора.
В некоторых случаях, особенно на высоких оборотах при рабочей температуре, двигатель может начать глохнуть. Регулировка клапанов также необходима после ремонта или замены распределительного вала, так как разные распредвалы могут иметь различные характеристики. Для выполнения работы вам понадобятся следующие инструменты:
- Набор ключей;
- Рожковый ключ на 17 с хорошим рычагом;
- Специальный ключ на 38 для проворачивания коленчатого вала;
- Плоский щуп толщиной 0,15 мм.
Если внимательно изучить чехол, в котором хранится щуп, можно увидеть цифры, указывающие последовательность регулировки клапанов. Обратите внимание на температуру: для оптимальной настройки лучше всего подходит 20 °C. Однако, если вы меняли распредвал ВАЗ и на улице тепло, то на температуру можно не обращать внимания.
Итак, начните с того, что снимите крышку с головки блока цилиндров. Учтите, что клапаны следует считать от переднего края двигателя. Затем установите поршень 4-го цилиндра в верхнее положение с помощью ключа на 38. Клапаны «6» и «8» будут закрыты, что обеспечит максимальный зазор между рычагом и кулачком. Вставьте щуп и проверьте зазор. Оптимальным считается такой зазор, при котором щуп можно двигать с некоторым усилием. Если зазор меньше или больше, щуп не двигается или проходит слишком свободно, необходимо провести регулировку.
Для этого используйте два ключа на 17: одним ослабьте контргайку, а другим отрегулируйте болт. Не стоит делать слишком много оборотов регулировочным болтом; в процессе его вращения медленно двигайте щупом, чтобы не упустить допустимое значение зазора. После этого затяните контргайку и еще раз проверьте правильность зазора. При необходимости выполните повторную регулировку клапана. Последовательность регулировки клапанов следующая:
- 4-й и 3-й;
- 2-й и 4-й;
- 1-й и 2-й;
- 3-й и 1-й;
- 8-й и 6-й;
- 4-й и 7-й;
- 1-й и 3-й;
- 5-й и 2-й.
Поворачивайте коленчатый вал на 180°, что соответствует четверти оборота распределительного вала. Для контроля положения используйте метки на шкиве коленчатого вала и распределительном валу. В крайнем случае можно снять крышку трамблера и проверить по бегунку.
Имейте в виду, что один полный оборот коленчатого вала соответствует половине оборота оси распределителя. После завершения регулировки соберите все обратно. Если резиновая прокладка повреждена, замените ее на новую.

https://youtube.com/watch?v=o6i7I7x_2K4
Советы по выбору и покупке распредвала для ВАЗ 2106
Выбор и покупка распредвала для ВАЗ 2106 — это важный этап, который требует внимательного подхода. Правильный выбор распредвала может существенно повлиять на характеристики двигателя, его мощность и экономичность. Ниже представлены ключевые аспекты, которые стоит учитывать при выборе и покупке распредвала.
1. Определите цель замены распредвала
Перед тем как отправиться за покупкой, определитесь, зачем вам нужен новый распредвал. Если вы хотите улучшить динамические характеристики автомобиля, стоит рассмотреть спортивные варианты. Если же ваша цель — восстановление работоспособности двигателя, выбирайте стандартные модели.
2. Изучите характеристики распредвала
Обратите внимание на такие параметры, как:
- Длительность открытия клапанов: Чем больше этот параметр, тем выше максимальные обороты двигателя, но при этом снижается крутящий момент на низких оборотах.
- Подъем клапанов: Этот параметр влияет на количество воздуха, поступающего в цилиндры. Чем выше подъем, тем больше мощность, но также увеличивается нагрузка на двигатель.
- Схема газораспределения: Разные распредвалы могут иметь разные схемы, что также влияет на характеристики работы двигателя.
3. Выбор производителя
На рынке представлено множество производителей распредвалов. Рекомендуется выбирать продукцию известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке. Обратите внимание на отзывы других автовладельцев и рейтинг производителей.
4. Проверка совместимости
Перед покупкой убедитесь, что выбранный распредвал совместим с вашим двигателем. Для этого можно обратиться к технической документации или проконсультироваться с продавцом. Неправильный выбор может привести к серьезным проблемам в работе двигателя.
5. Условия покупки
При покупке распредвала обратите внимание на условия гарантии и возврата. Надежные продавцы предоставляют гарантию на свою продукцию, что является дополнительной гарантией качества.
6. Ценовой диапазон
Цены на распредвалы могут варьироваться в широких пределах. Не стоит гнаться за слишком дешевыми вариантами, так как это может привести к покупке некачественного товара. Оптимальный вариант — это средний ценовой сегмент, который сочетает в себе качество и доступность.
7. Установка распредвала
После покупки распредвала важно правильно его установить. Если у вас нет опыта, лучше доверить эту работу профессионалам. Неправильная установка может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Следуя этим советам, вы сможете выбрать и купить распредвал, который наилучшим образом соответствует вашим требованиям и ожиданиям. Помните, что правильный выбор — это залог долгой и надежной работы вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Легко ли установить распредвал?
Установка и регулировка (или «настройка угла») распределительного вала может быть сложной задачей. Это можно сделать, используя теоретическую осевую линию первого впускного кулачка или моменты открытия и закрытия клапана, основанные на заранее определённой величине подъёма (обычно 0,050 дюйма).
Как выставить распредвал по меткам на ВАЗ 2107?
Снимите защитный кожух, ослабьте натяжитель и аккуратно демонтируйте старую цепь. Здесь важно не сдвинуть метки ГРМ ВАЗ 2107 — используйте маркер для фиксации положения шестерен. Установите новую цепь, совместив все метки. После этого проверните коленвал на два оборота ключом и убедитесь, что риски не сместились.
Куда ставят распредвал?
Распредвал устанавливают чаще в верхней части головки блока цилиндров, но встречаются системы также с нижним расположением. Последний вариант встречается преимущественно на старых машинах или автомобилях со слабыми моторами.
Можно ли просто заменить распредвал?
Замена распределительного вала включает в себя несколько сложных процедур, которые необходимо выполнять с особой осторожностью. Процедура начинается со снятия клапанной крышки, затем аккуратно извлекаются компоненты газораспределительного механизма и головка блока цилиндров.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобятся ключи, отвертки, новый распредвал, прокладки и, возможно, специальные приспособления для установки. Это поможет избежать ненужных перерывов в процессе работы.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля. В ней содержатся важные детали о порядке установки распредвала, а также моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
СОВЕТ №3
При установке распредвала следите за метками на шестернях и цепи. Правильное совмещение меток критично для корректной работы двигателя. Неправильная установка может привести к серьезным повреждениям.
СОВЕТ №4
После завершения установки распредвала, обязательно проверьте уровень масла и его состояние. Замена масла после установки нового распредвала поможет удалить возможные загрязнения и обеспечит надежную работу двигателя.