Электросхема ВАЗ 11113 «Ока» — ключевой элемент для понимания работы электрической системы автомобиля. В статье рассмотрим основные компоненты схемы, их функции и взаимосвязи. Это поможет владельцам и автолюбителям лучше ориентироваться в электрической системе. Знание электросхемы упростит диагностику и ремонт, а также повысит безопасность эксплуатации автомобиля.
Электрическая схема автомобилей ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113
На автомобилях «Ока» используется однопроводная схема подключения электрооборудования, что означает, что ко всем электрическим потребителям подводится лишь один провод. Вторым «проводом», который соединяет потребители с источниками электроэнергии, служит кузов автомобиля, выполняющий роль «массы». Данная схема значительно сокращает количество проводов и упрощает их установку. Отрицательные выводы источников электроэнергии соединяются с массой, что снижает коррозию металлических частей кузова, вызванную электрохимическими процессами.
Основными источниками электроэнергии в автомобиле являются генератор и аккумулятор, которые подключены параллельно. Номинальное рабочее напряжение для источников и потребителей составляет 12 В. Однако в зависимости от условий эксплуатации напряжение в системе может варьироваться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители продолжают функционировать.
Электрооборудование автомобилей можно условно разделить на несколько ключевых систем:
- Система питания, включающая аккумулятор и генератор с регулятором напряжения;
- Система пуска двигателя, в которую входят стартер, реле стартера и контакты выключателя зажигания;
- Система зажигания, состоящая из катушки зажигания, датчика искрообразования, коммутатора, свечей зажигания, проводов высокого напряжения, реле зажигания и контактов выключателя зажигания;
- Система освещения и сигнализации, объединяющая фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
- Контрольные приборы с датчиками;
- Дополнительное электрооборудование, включая очиститель и омыватель стекол, обогрев заднего стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковой сигнал.
Управление работой всех систем осуществляется с помощью соответствующих выключателей и реле. Напряжение питания для большинства потребителей подводится через выключатель зажигания 31. Цепи, которые активируются в зависимости от положения ключа, представлены в таблице (см. также гл. 32).
Цепи питания тех узлов электрооборудования, которые могут понадобиться в любых условиях, всегда подключены к аккумулятору и генератору, независимо от положения ключа в выключателе зажигания. К таким узлам относятся звуковой сигнал 4, прикуриватель 45, нити ламп тормозного сигнала в задних фонарях 68, фонари 70 освещения номерного знака, плафон 58 освещения салона и штепсельная розетка 11 для переносной лампы. Также напрямую подключены цепи аварийной сигнализации, габаритного света и сигнализации дальнего света фар.
Во время эксплуатации автомобилей могут возникать короткие замыкания из-за повреждения изоляции проводов или узлов электрооборудования. Это приводит к резкому увеличению силы тока в короткозамкнутой цепи и, если не принять меры предосторожности, может вызвать быстрый разряд аккумулятора, перегрев проводов, оплавление их изоляции и даже возгорание обивки салона.
Для защиты от коротких замыканий в автомобиле предусмотрены 11 плавких предохранителей. Десять из них находятся в пластиковом блоке 22, а один предохранитель 32, защищающий задний противотуманный свет, размещен в отдельном корпусе в жгуте проводов рядом с выключателем 41 заднего противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на максимальную силу тока 8 А.
Блок предохранителей установлен под панелью приборов слева от рулевой колонки. Предохранители представляют собой тонкие пластины из легкоплавкого металла, закрепленные на пластмассовой основе. Семь предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальный ток 8 А, а три (зеленого цвета) — на 16 А. Предохранители на 16 А используются в цепях питания узлов электрооборудования, потребляющих значительный ток, таких как обогрев заднего стекла, прикуриватель и электродвигатель вентилятора системы охлаждения.
Ниже представлены цепи, защищаемые плавкими предохранителями, находящимися в блоке предохранителей.
При перегорании предохранителя рекомендуется проверить защищаемые им цепи, устранить причину перегорания и установить новый предохранитель. Использование самодельных предохранителей или предохранителей, не предусмотренных конструкцией автомобиля, строго запрещено.
Наибольшее количество предохранителей установлено в системе освещения, так как она имеет наиболее разветвленную сеть проводов и, следовательно, подвержена повреждениям и замыканиям. Электродвигатели очистителей ветрового и заднего стекол дополнительно защищены от перегрузок термобиметаллическими предохранителями, размещенными в самих электродвигателях. Прикуриватель также защищен от длительного включения шайбой из легкоплавкого сплава, расположенной в задней части устройства.
Некоторые цепи питания электрооборудования вообще не имеют предохранителей. Обычно это наиболее критически важные системы, работа которых необходима в экстренных ситуациях. Например, система зажигания двигателя не защищена предохранителями, чтобы избежать снижения надежности работы системы. При отказе системы зажигания двигатель перестанет функционировать. Также в цепи пуска нет предохранителей, чтобы не снижать надежность запуска двигателя. Кроме того, не защищены предохранителями цепь заряда аккумулятора и реле включения дальнего и ближнего света фар.
Для соединения источников и потребителей электроэнергии в единую схему на автомобилях используются гибкие низковольтные провода типа ПВА (высоковольтные провода будут описаны далее на листе 32). Они имеют прочную эластичную изоляцию из поливинилхлоридного пластиката, устойчива к воздействию масла и бензина, а также функционируют в диапазоне температур от -40 до 105°С. Токопроводящая жила проводов для обеспечения гибкости состоит из множества мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм² до 84 для провода сечением 16 мм²).
Чтобы различать провода в жгутах и легко отслеживать их соединения, изоляция проводов выполнена в различных цветах. Она может быть окрашена в широкий спектр оттенков: белый, голубой, желтый, красный и т. д. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть нанесены спиральные или продольные полоски белого, красного, голубого или черного цветов. Таким образом, в жгутах проводов не встречается двух проводов одинакового цвета. Для соединения с массой используются провода черного цвета, а для подключения к «плюсу» источников питания — в основном розового или оранжевого цвета. Ток, проходящий по проводам, вызывает их нагрев. Также происходит падение напряжения в проводах. Чтобы нагрев и падение напряжения не превышали допустимые пределы, необходимо правильно подбирать поперечное сечение токопроводящих жил проводов. Чем больше сила протекающего электрического тока, тем больше должно быть поперечное сечение жилы провода. Поэтому на автомобилях используются провода с различным поперечным сечением жилы: 16; 4; 2,5; 1,5; 1,0; 0,75 и 0,5 мм².
Наибольший ток протекает при запуске двигателя по проводам, соединяющим аккумулятор со стартером и массой, а также двигатель с массой. Эти провода имеют сечение 16 мм². По проводу, соединяющему генератор со стартером, также протекает значительный ток при зарядке аккумулятора и при неработающем двигателе, когда от батареи питаются все потребители. Поэтому этот провод имеет сечение 4 мм². Таким же проводом соединяется штекер «87» реле 25 включения стартера со штекером «50» тягового реле стартера 6.
Провода с поперечным сечением 2,5 мм² используются для подачи напряжения от блока предохранителей к лампам головного света, для соединения штекеров «30» и «87» реле 24, 25, 27 и 28 с потребителями или блоком предохранителей, а также для подключения электродвигателя 3 вентилятора системы охлаждения к реле 24 и массе. Такие же провода идут к контактам «30», «30/1», «15» и «15/1» выключателя 31 зажигания и к контактам «Д», «I» и «I» переключателя 44 наружного освещения.
Провода сечением 1,5 мм² применяются для соединения элемента 64 обогрева заднего стекла с реле 26 включения обогрева и для соединения штекера «87» этого реле с блоком предохранителей.
Все остальные провода автомобилей имеют поперечное сечение токопроводящей жилы от 0,5 до 1 мм², так как по ним протекает ток сравнительно небольшой силы.
Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключение составляют соединения проводов с аккумуляторной батареей, зажимом «30» генератора и болтом тягового реле стартера. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для обеспечения максимальной надежности.
Для защиты электрических соединений от влаги и загрязнений задняя часть передних указателей поворота закрыта чехлами. Защитные резиновые колпачки защищают наконечники проводов высокого напряжения, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, клемму «плюс» аккумулятора, выключатель света заднего хода. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота, фонарей заднего противотуманного света и фонарей освещения номерного знака.
Для упрощения монтажа все провода объединены в жгуты. Провода в жгутах обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Жгуты соединяются между собой с помощью штепсельных разъемов, колодки которых изготовлены из полиамидной пластмассы. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями, которые защищают провода от повреждений о кромки отверстий и предотвращают проникновение воды и грязи.
Всего имеется четыре жгута проводов: передний (основной), задний, жгут передних указателей поворота (2 шт.) и жгут проводов аккумуляторной батареи.
Основной жгут проводов — передний. Он имеет три ветви: две из них расположены в моторном отсеке, а третья — в салоне под панелью приборов. Жгут проводов проходит из салона в моторный отсек через резиновый уплотнитель и после выхода из него разветвляется. Правая ветвь проложена на щите передка, а левая — на левом брызговике и передней панели. К панелям кузова жгут проводов крепится стальными скобами, приваренными к кузову, и пластиковыми хомутиками.
Крепление жгута должно быть таким, чтобы он не был слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перетиранию проводов при тряске и замыканию их с массой.
В салоне автомобиля передний жгут проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления к блоку предохранителей, переключателям, комбинации приборов, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования. Слева под панелью приборов установлен блок предохранителей, а за ним на кронштейне закреплены все вспомогательные реле (кроме реле зажигания).
С задним жгутом проводов передний жгут соединяется с помощью трех штепсельных разъемов: двухштекерного, шестиштекерного и восьмиштекерного. Задний жгут проходит назад под ковриками по левой стороне пола кузова и имеет ответвления к правому боковому указателю поворота и выключателю плафона в стойке правой двери, к выключателю контрольной лампы стояночного тормоза, вверх к плафону и внизу перед задним сиденьем к правому заднему фонарю. От заднего правого фонаря жгут идет вверх и около правой петли задней двери переходит на дверь, направляясь к моторедуктору очистителя заднего стекла и элементу обогрева заднего стекла. Задний жгут крепится к полу кузова липкой лентой.
Некоторые узлы электрооборудования устанавливаются только на определенные модели автомобилей.
К таким узлам относятся прикуриватель, задний противотуманный фонарь с выключателем и заднее стекло с электроподогревом, а также соответствующее реле и выключатель.
| № предохранителя | Защищаемые цепи |
| 1 (16 А) | Электродвигатель вентилятора отопителя. Реле (обмотка) и датчик включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла. Электродвигатели очистителя, омывателя заднего стекла и омывателя ветрового стекла. |
| 2 (8 А) | Электромагнитный клапан карбюратора. Реле и электродвигатель очистителя ветрового стекла. Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари (лампы света заднего хода). Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя). Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Реле-прерыватель и контрольная лампа стояночного тормоза и недостаточного уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа давления масла. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. |
| 3 (8 А) | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа дальнего света фар |
| 4 (8 А) | Правая фара (дальний свет) |
| 5 (8 А) | Левая фара (ближний свет) |
| 6 (8 А) | Правая фара (ближний свет) |
| 7 (8 А) | Левая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Контрольная лампа габаритного света. |
| 8 (8 А) | Правая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения комбинации приборов. Лампа освещения прикуривателя. |
| 9 (16 А) | Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации. Элемент обогрева заднего стекла и реле (контакты) его включения. |
| 10 (16 А) | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле (контакты) его включения. Звуковой сигнал. Штепсельная розетка для переносной лампы. Плафон освещения салона. Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Прикуриватель. |
Эксперты отмечают, что электросхема ВАЗ 11113 «Ока» представляет собой достаточно простую, но в то же время эффективную систему, обеспечивающую надежную работу всех электрических компонентов автомобиля. В схеме предусмотрены основные элементы, такие как генератор, стартер, аккумулятор и различные предохранители, что позволяет легко диагностировать и устранять неисправности. Специалисты подчеркивают, что четкая структура схемы облегчает понимание и обслуживание, что особенно важно для владельцев автомобилей, не имеющих глубоких знаний в электронике. Кроме того, наличие подробного описания каждого элемента и его функций способствует более быстрому освоению системы. В целом, электросхема ВАЗ 11113 «Ока» является хорошим примером практичного подхода к проектированию автомобильной электроники, что делает этот автомобиль доступным и удобным в эксплуатации.

Общие принципы работы электрической системы ВАЗ-11113
Электрическая система ВАЗ-11113, также известная как «Ока», представляет собой сложный комплекс, обеспечивающий функционирование различных электронных и электрических компонентов автомобиля. Основной задачей этой системы является обеспечение надежного питания всех электрических устройств, включая освещение, стартер, систему зажигания и другие элементы, необходимые для нормальной работы автомобиля.
Система электроснабжения ВАЗ-11113 включает в себя генератор, аккумулятор, предохранители, реле и проводку, которые взаимосвязаны и работают в едином цикле. Генератор, приводимый в действие двигателем, вырабатывает электрическую энергию, которая используется для зарядки аккумулятора и питания всех электрических систем автомобиля. Аккумулятор, в свою очередь, служит источником энергии при запуске двигателя и в тех случаях, когда генератор не может обеспечить необходимую мощность, например, при работе на холостом ходу.
Важным элементом электрической системы является распределительная коробка, в которой размещены предохранители и реле. Предохранители защищают электрические цепи от перегрузок и коротких замыканий, в то время как реле управляют подачей электричества к различным устройствам, таким как фары, дворники и другие компоненты. Правильное функционирование этих элементов критически важно для безопасности и надежности автомобиля.
Проводка в ВАЗ-11113 выполнена из изолированных проводов, которые соединяют все электрические компоненты. Каждая цепь имеет свою схему подключения, что позволяет легко диагностировать и устранять неисправности. Важно отметить, что все соединения должны быть надежными и защищенными от коррозии, чтобы избежать проблем с электричеством в будущем.
Система освещения автомобиля включает в себя фары, габаритные огни, стоп-сигналы и указатели поворота. Все эти элементы подключены к электрической системе через предохранители и реле, что обеспечивает их безопасное и эффективное функционирование. ВАЗ-11113 также оснащен системой зажигания, которая отвечает за запуск двигателя. Она включает в себя катушку зажигания, распределитель и свечи, которые работают в тесной связке для обеспечения надежного зажигания топливовоздушной смеси.
Таким образом, электрическая система ВАЗ-11113 является важным компонентом, обеспечивающим работу всех электрических устройств автомобиля. Понимание ее принципов работы и структуры позволяет владельцам и механикам эффективно обслуживать и ремонтировать автомобиль, что в свою очередь способствует его долговечности и надежности на дороге.
| Элемент схемы | Описание | Функция |
|---|---|---|
| Аккумуляторная батарея (АКБ) | Источник постоянного тока 12В | Питание всех электрических систем автомобиля при неработающем двигателе и запуск двигателя. |
| Генератор | Преобразует механическую энергию двигателя в электрическую | Зарядка АКБ и питание электрооборудования при работающем двигателе. |
| Замок зажигания | Многопозиционный переключатель | Включение/выключение зажигания, стартера, питания некоторых потребителей. |
| Стартер | Электродвигатель постоянного тока | Запуск двигателя внутреннего сгорания. |
| Катушка зажигания | Повышающий трансформатор | Преобразование низкого напряжения АКБ в высокое для свечей зажигания. |
| Распределитель зажигания (трамблер) | Механизм распределения высокого напряжения по свечам | Подача высоковольтного импульса на нужную свечу в нужный момент. |
| Свечи зажигания | Устройство для создания искры | Воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. |
| Блок предохранителей | Набор плавких предохранителей | Защита электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий. |
| Реле | Электромагнитный переключатель | Управление мощными потребителями с помощью слаботочных сигналов (например, стартер, фары). |
| Фары головного света | Осветительные приборы | Освещение дороги в темное время суток. |
| Задние фонари | Осветительные приборы | Обозначение габаритов автомобиля, стоп-сигналы, указатели поворота. |
| Указатели поворота | Осветительные приборы | Информирование других участников движения о намерении повернуть. |
| Звуковой сигнал (клаксон) | Устройство для подачи звукового сигнала | Предупреждение об опасности. |
| Датчик уровня топлива | Измерительный элемент | Определение количества топлива в баке. |
| Приборная панель | Комплекс индикаторов и приборов | Отображение информации о работе систем автомобиля (скорость, обороты, температура, уровень топлива). |
| Регулятор напряжения | Электронное устройство | Поддержание стабильного напряжения в бортовой сети. |
| Датчик давления масла | Измерительный элемент | Контроль давления масла в двигателе. |
| Датчик температуры охлаждающей жидкости | Измерительный элемент | Контроль температуры двигателя. |
| Стеклоочистители | Электродвигатель с механизмом | Очистка ветрового стекла от осадков. |
| Обогрев заднего стекла | Нагревательный элемент | Удаление запотевания и льда с заднего стекла. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о электросхеме ВАЗ 11113 «Ока»:
-
Простота и надежность: Электросхема ВАЗ 11113 «Ока» была разработана с акцентом на простоту и надежность. Это позволило значительно упростить процесс диагностики и ремонта, что особенно важно для автомобилей, используемых в условиях ограниченного доступа к сервисам.
-
Минимизация проводки: В отличие от более современных автомобилей, «Ока» имеет минимальное количество проводов и соединений. Это не только снижает вес автомобиля, но и уменьшает вероятность возникновения электрических неисправностей, что делает его более устойчивым к внешним воздействиям.
-
Универсальность компонентов: Многие элементы электросхемы «Оки» были унифицированы с другими моделями ВАЗ, что облегчало доступность запчастей и ремонт. Например, многие переключатели, реле и предохранители можно было найти и на других моделях, что способствовало популярности «Оки» в России и странах СНГ.
Эти факты подчеркивают, как конструктивные решения в электросхеме «Оки» способствовали ее долговечности и популярности среди автомобилистов.

Вопрос-ответ
Какие основные компоненты входят в электросхему ВАЗ 11113 Ока?
В электросхему ВАЗ 11113 Ока входят такие основные компоненты, как аккумулятор, генератор, стартер, предохранители, реле, а также различные датчики и исполнительные механизмы, отвечающие за работу электрооборудования автомобиля.
https://youtube.com/watch?v=p7_0beG3Wh0
Как правильно читать электросхему автомобиля?
Чтобы правильно читать электросхему, необходимо ознакомиться с условными обозначениями, используемыми на схеме. Обычно они включают в себя символы для различных электрических компонентов, а также линии, указывающие на соединения между ними. Важно также обратить внимание на цветовые коды проводов, которые могут указывать на их назначение и функции.
Где можно найти подробное описание электросхемы для ВАЗ 11113 Ока?
Подробное описание электросхемы для ВАЗ 11113 Ока можно найти в официальном руководстве по эксплуатации автомобиля, а также в специализированных автомобильных справочниках и на форумах автолюбителей. Кроме того, существуют онлайн-ресурсы и сайты, посвященные ремонту и обслуживанию автомобилей, где можно скачать схемы и инструкции.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с электросхемой обязательно ознакомьтесь с техническим паспортом вашего автомобиля. Это поможет вам лучше понять расположение компонентов и их функции, что упростит процесс ремонта или диагностики.
СОВЕТ №2
Используйте цветные маркеры или наклейки для обозначения проводов и соединений на схеме. Это поможет избежать путаницы и упростит процесс работы, особенно если вы планируете разбирать и собирать систему несколько раз.
СОВЕТ №3
При работе с электросхемой всегда отключайте аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и повреждения электрооборудования. Безопасность должна быть вашим приоритетом.
СОВЕТ №4
Не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам, если у вас возникают трудности с пониманием схемы или выполнением работ. Иногда лучше потратить немного времени и денег на консультацию, чем рисковать повреждением автомобиля.
