В статье рассмотрим, какие жиклеры подходят для карбюратора ВАЗ 21083 и их влияние на работу двигателя. Правильный выбор жиклеров оптимизирует топливную смесь, что сказывается на мощности, экономичности и надежности автомобиля. Знание особенностей и рекомендаций по установке жиклеров поможет владельцам ВАЗ 21083 улучшить характеристики автомобиля и избежать ошибок при настройке карбюратора.
Карбюратор солекс 21083: устройство, регулировка, настройка
Переднеприводные автомобили ВАЗ 2108-09-099 на протяжении длительного времени оснащались карбюраторными двигателями. Лишь к началу 2000-х годов на моделях ВАЗ начали устанавливать инжекторные системы питания.
В данной статье мы подробно рассмотрим карбюратор Солекс 21083: его конструкцию, процесс регулировки и настройки, а также особенности работы и распространенные неисправности.
Эксперты в области тюнинга автомобилей советуют при выборе жиклеров для карбюратора ВАЗ 21083 учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, важно обратить внимание на тип двигателя и его технические характеристики. Для стандартных двигателей рекомендуется использовать жиклеры с диаметром 0,65-0,70 мм, что обеспечивает оптимальное соотношение воздуха и топлива.
Если же автомобиль подвергался модификациям, например, установке спортивного фильтра или изменениям в системе выпуска, то стоит рассмотреть жиклеры большего диаметра, около 0,75-0,80 мм. Это позволит улучшить динамику и повысить мощность двигателя.
Кроме того, эксперты подчеркивают, что правильная настройка карбюратора и выбор жиклеров напрямую влияют на расход топлива и общую производительность автомобиля. Поэтому перед окончательным выбором стоит проконсультироваться с опытными механиками или тюнерами, чтобы достичь наилучшего результата.

Устройство карбюратора Солекс 21083
Карбюраторы «Солекс» начали использоваться на советских автомобилях с середины 80-х годов XX века, впервые они были установлены на модели ВАЗ-2108. Первые версии карбюраторов были разработаны для двигателей объемом 1100 и 1300 см³ и имели обозначение ДААЗ-2108. В дальнейшем появилась модель Солекс 21083, цифровой индекс которой указывает на предназначение устройства для двигателей ВАЗ-21083 с объемом 1,5 литра.
Основная функция карбюратора заключается в приготовлении топливной смеси, необходимой для работы двигателя, а также в обеспечении стабильной и бесперебойной работы силового агрегата при любых оборотах и нагрузках. Карбюратор Solex-21083 состоит из нескольких ключевых компонентов:
- основного корпуса, в котором располагаются диффузоры, главная дозирующая система (ГДС), система холостого хода, экономайзер и ускорительный насос;
- крышки с воздушной заслонкой, поплавками, электромагнитным клапаном и устройством для запуска холодного двигателя.
Карбюратор Солекс является двухкамерным, при этом топливные жиклеры ГДС расположены в глубине камер основного корпуса, а сверху устанавливаются воздушные жиклеры ГДС. В конструкции карбюратора Солекс 21083 предусмотрен блок подогрева топливовоздушной смеси, к которому подключаются шланги системы охлаждения. Дроссельные заслонки находятся в нижней части основного корпуса и открываются последовательно, при этом открытие заслонки во второй камере осуществляется с помощью рычагов привода.
В крышке карбюратора имеются два патрубка: один предназначен для подачи топлива в карбюратор, а второй — для возврата излишков топлива в бензобак. Благодаря системе «обратки» также снижается давление в топливной системе.
| Объем двигателя (л) | Тип карбюратора | Рекомендуемые жиклеры (топливный/воздушный) |
|---|---|---|
| 1.3 | Солекс 21083 | 95/150 (1-я камера), 97.5/135 (2-я камера) |
| 1.5 | Солекс 21083 | 97.5/150 (1-я камера), 100/135 (2-я камера) |
| 1.6 | Солекс 21083 | 100/150 (1-я камера), 102.5/135 (2-я камера) |
| 1.3 (тюнинг) | Солекс 21083 | 97.5/145 (1-я камера), 100/130 (2-я камера) |
| 1.5 (тюнинг) | Солекс 21083 | 100/145 (1-я камера), 102.5/130 (2-я камера) |
| 1.6 (тюнинг) | Солекс 21083 | 102.5/145 (1-я камера), 105/130 (2-я камера) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о жиклерах для карбюраторов ВАЗ 21083:
-
Оптимизация топливной смеси: Жиклеры играют ключевую роль в настройке топливной смеси. Для ВАЗ 21083 часто рекомендуют использовать жиклеры с диаметром 0,95-1,05 мм для обеспечения оптимального соотношения воздуха и топлива, что позволяет улучшить как экономию топлива, так и динамику автомобиля.
-
Влияние на мощность: Замена жиклеров может значительно повлиять на мощность двигателя. Установка более крупных жиклеров может увеличить подачу топлива, что в свою очередь может повысить мощность, но при этом важно следить за качеством смеси, чтобы избежать переобогащения и потери эффективности.
-
Климатические условия: Выбор жиклеров также зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. В холодном климате может потребоваться установка жиклеров с меньшим диаметром для обеспечения лучшего распыла топлива и стабильной работы двигателя при низких температурах.

Карбюратор Солекс 21083: жиклеры, виды и подбор
Для карбюраторов модели 21083 промышленность предлагает специальные ремкомплекты, которые включают в себя топливные и воздушные жиклеры ГДС для первичной и вторичной камер. В зависимости от диаметра диффузоров существуют различные комплекты, предназначенные для двигателей 2108, 21081 или 21083, поэтому жиклеры в этих наборах имеют разные размеры.
Вазовские карбюраторы часто устанавливаются на автомобили других марок, таких как УАЗ или «Волга» ГАЗ-31029/3110. Если оставить оригинальные жиклеры ГДС, их размеры могут оказаться недостаточными, так как топливовоздушная смесь будет поступать в цилиндры в неправильной пропорции и количестве, необходимом для нормальной работы двигателя.
Некоторые автолюбители, стремясь улучшить разгон и динамику своего автомобиля, устанавливают жиклеры с большим сечением. Однако стоит помнить, что это может привести к значительному увеличению расхода топлива, и не всегда такие эксперименты дают желаемый эффект. Наилучший вариант – не проводить эксперименты, а использовать ремкомплект, который специально предназначен для данного типа карбюратора (например, для мотора объемом 1,5 л следует устанавливать жиклеры, рекомендованные для модели 21083).
Если динамика двигателя вас не устраивает, стоит искать причины недостаточной мощности автомобиля, которые могут быть разнообразными:
- низкая компрессия в цилиндрах;
- неправильно отрегулированное зажигание;
- неисправные свечи зажигания;
- поврежденные высоковольтные провода.
Существует множество других факторов, которые могут влиять на потерю мощности двигателя. Мнения автовладельцев о тюнинге карбюраторов различаются, но практика показывает, что лучше всего устанавливать карбюратор, рекомендованный производителем.
Некоторое время назад владельцы автомобилей ГАЗ-31029 или 3110 в целях экономии топлива часто устанавливали вазовские карбюраторы Solex, однако такая замена не всегда оправдывала себя. Даже если удавалось сэкономить бензин, это происходило только при очень аккуратной езде и слабом разгоне. Поэтому в карбюраторе Солекс 21083 жиклеры следует подбирать в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Также стоит учитывать, что для вазовского Solex сейчас доступно множество ремкомплектов от различных производителей, включая детали из Китая. В таких комплектах размеры жиклеров могут не соответствовать заявленным характеристикам, поэтому лучше приобретать оригинальные детали или хотя бы от проверенных брендов, зарекомендовавших себя на рынке.
Регулировка карбюратора Солекс 21083
В карбюраторе Солекс имеется несколько типов регулировок, которые можно осуществить:
- уровень топлива в поплавковой камере;
- минимальное количество холостых оборотов;
- состав топливной смеси (ТС) с помощью винта качества холостого хода (ХХ).
Регулировка качества ТС выполняется довольно просто, и любой владелец автомобиля может сделать это самостоятельно. Для начала необходимо хорошо прогреть двигатель и установить обороты в диапазоне 800-900 об/мин с помощью винта количества. Далее следует:
- закрутить винт качества до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями и не снизит количество оборотов;
- открутить винт так, чтобы мотор снова заработал ровно, обычно достаточно одного оборота. Если винт открутить слишком сильно, это приведет к увеличению расхода топлива.
В некоторых случаях может потребоваться большее ослабление винта количества, если в работе двигателя наблюдаются провалы.
Одной из наиболее распространенных проблем холостого хода является невозможность регулировки карбюратора Солекс 21083 с помощью винта качества – при его закручивании и откручивании обороты двигателя не изменяются. Причины данной неисправности могут быть следующими:
- засорение жиклера в электромагнитном клапане;
- засорение канала ХХ, расположенного под «качественным» винтом;
- неисправность самого электромагнитного клапана (ЭК).
Проверить работоспособность ЭК достаточно просто, и это можно сделать следующим образом:
- на неработающем двигателе отсоединяем провод от клапана;
- выкручиваем ЭК;
- снимаем с него топливный жиклер, который можно снять руками;
- включаем зажигание;
- соединяем провод с ЭК – в момент подключения должен раздаваться четкий щелчок, и шток клапана должен утопиться. Если щелчка нет, а шток не двигается, ЭК необходимо заменить.
Также стоит сразу продуть жиклер, так как иногда в него попадает мелкий мусор, который практически не заметен. Еще одной проблемой Солекса является засорение канала холостого хода под винтом качества, что делает его продувку невозможной.
Работоспособность ЭК можно проверить и другим способом – во время работы двигателя на холостом ходу нужно отсоединить провод от электромагнитного клапана. Если мотор заглохнет, это будет свидетельствовать о том, что электромагнитный клапан функционирует исправно.
Если каналы ХХ засорены, двигатель на минимальных оборотах начинает работать с перебоями и может глохнуть при сбросе газа. Когда нет времени на ремонт, а доехать до места назначения необходимо срочно, существует способ, позволяющий стабилизировать работу мотора на холостом ходу. Для этого во время работы двигателя на ХХ ослабляем ключом на 13 ЭК и находим такое положение, при котором двигатель работает наиболее стабильно. Однако не стоит использовать это положение постоянно – при таком регулировании электромагнитного клапана резко увеличивается расход топлива, так как система холостого хода начинает работать в обход топливного жиклера ХХ.
Уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083
Для обеспечения стабильной работы карбюратора необходимо его правильно отрегулировать, начиная с установки уровня в поплавковой камере. Снимать весь карбюратор не требуется, достаточно лишь демонтировать верхнюю крышку.
На автомобиле ВАЗ-2109 процесс регулировки уровня топлива выполняется следующим образом:
- Останавливаем двигатель и снимаем корпус воздушного фильтра.
- Отсоединяем провод от электромагнитного клапана и освобождаем трос подсоса.
- Ослабляем хомуты и снимаем топливные шланги (основной и обратный) с карбюраторной крышки.
- Откручиваем пять винтов, фиксирующих крышку.
- Снимаем крышку и переворачиваем её, удерживая в горизонтальном положении, чтобы проверить зазор между поплавками и горизонтальной поверхностью крышки – он должен составлять 1,0-1,5 мм.
- Для достижения нужного зазора подгибаем пластину, удерживающую поплавки, при этом важно добиться равномерного расположения поплавков над крышкой.
Согласно инструкции, уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083 измеряется с помощью штангенциркуля. Необходимо определить расстояние между верхней частью основного корпуса и уровнем топлива в камере, которое должно составлять 24-26 мм. Измерения следует проводить сразу после снятия крышки карбюратора, так как бензин быстро испаряется.
Настройка карбюратора Солекс 21083
Все вышеупомянутые настройки касаются карбюратора Солекс 21083, и качество их регулировки напрямую влияет на работу двигателя и расход топлива. Однако есть и другие параметры, на которые стоит обратить внимание.
В электромагнитном клапане располагается жиклер холостого хода, диаметр которого может варьироваться от 39 до 42 мм. Также существуют распылители ускорительного насоса с различными размерами «носиков» (35х40, 40х40, 45х40, 35х35). Правильный выбор диаметра этих элементов позволяет добиться стабильной работы карбюратора без провалов и хорошей отзывчивости. Дать универсальные рекомендации в этом вопросе сложно, так как каждый случай требует индивидуального подхода, и лучший результат достигается методом проб и ошибок. К тому же, «носики» распылителей могут быть установлены следующим образом:
- оба направлены в первичную камеру;
- один распылитель – в первую камеру, другой – во вторую.
Также стоит отметить, что многие автомобилисты часто совершают распространенную ошибку при установке карбюратора – неправильно настраивают трос подсоса. Это может привести к трудностям с запуском двигателя 21083 на холодную, особенно в зимний период. Перед установкой воздушного фильтра необходимо убедиться, что трос подсоса полностью закрывает воздушную заслонку. Если заслонка остается приоткрытой при вытянутом подсосе, следует изменить положение крепления тросика.
Снятие и установка Solex
Чтобы выполнить ремонт или очистку карбюратора, его необходимо снять с автомобиля. Этот процесс достаточно прост и доступен для большинства водителей, которые могут сделать это самостоятельно. Снятие карбюратора осуществляется следующим образом:
- Сначала отключаем зажигание и снимаем корпус воздушного фильтра.
- Убираем возвратную пружину с привода дроссельной заслонки.
- Отсоединяем трос газа.
- Откручиваем крепления тросика подсоса.
- Откручиваем четыре гайки, которые фиксируют корпус карбюратора, и снимаем узел.
Установка карбюратора выполняется в обратном порядке.
Основные неисправности Solex 21083
Существуют определенные неисправности, которые чаще всего встречаются у карбюраторов Солекс:
- Засорение топливного жиклера ГДС.
- Попадание мелких частиц в систему холостого хода, особенно часто забивается жиклер ХХ в электромагнитном клапане.
- Деформация нижней части основного корпуса из-за перегрева.
- Выход из строя диафрагмы ускорительного насоса.
- Неисправность электромагнитного клапана.
- Ослабление крепления диффузоров в корпусе.
При деформации корпуса между карбюратором и впускным коллектором может происходить подсос воздуха, что приводит к нестабильной работе двигателя, так как топливовоздушная смесь становится бедной. Регулировка холостого хода становится затруднительной, и для устранения проблемы необходимо шлифовать поверхность на наждачном круге. Если деформация значительная, шлифовка не поможет, и потребуется замена корпуса.
Диафрагма ускорительного насоса со временем может трескаться, терять эластичность и образовывать разрывы.
Проверить состояние диафрагмы довольно просто, для этого не нужно снимать карбюратор. Чтобы получить доступ к диафрагме, необходимо открутить четыре винта крышки ускорительного насоса и извлечь деталь. Состояние диафрагмы проверяется путем ее визуального осмотра.

Советы по обслуживанию и уходу за карбюратором Солекс 21083
Карбюратор Солекс 21083 требует регулярного обслуживания и ухода для обеспечения его эффективной работы и долговечности. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать карбюратор в хорошем состоянии.
1. Регулярная чистка карбюратора: Один из основных аспектов обслуживания карбюратора — это его чистка. Рекомендуется проводить чистку каждые 10-15 тысяч километров пробега. Для этого необходимо снять карбюратор с двигателя, разобрать его и очистить все детали от загрязнений и отложений. Используйте специальные чистящие средства, предназначенные для карбюраторов, чтобы избежать повреждения компонентов.
2. Проверка состояния жиклеров: Жиклеры играют ключевую роль в работе карбюратора, поэтому их состояние необходимо проверять регулярно. Если вы заметили, что двигатель работает нестабильно или теряет мощность, возможно, жиклеры забиты или повреждены. В таком случае их следует заменить на новые или прочистить.
3. Настройка смеси: Правильная настройка топливной смеси — это залог эффективной работы карбюратора. Необходимо следить за соотношением воздуха и топлива, так как слишком богатая или бедная смесь может привести к ухудшению работы двигателя. Для настройки смеси воспользуйтесь специальными инструментами и руководством по эксплуатации карбюратора.
4. Проверка уплотнителей и прокладок: Уплотнители и прокладки карбюратора со временем могут изнашиваться, что приводит к утечкам воздуха и топлива. Регулярно проверяйте их состояние и при необходимости заменяйте. Это поможет избежать проблем с работой двигателя и повысит его эффективность.
5. Замена фильтров: Не забывайте о замене топливного фильтра, который защищает карбюратор от загрязнений. Рекомендуется менять фильтр каждые 10-15 тысяч километров или по мере необходимости. Чистый фильтр обеспечивает стабильную подачу топлива и предотвращает засорение жиклеров.
6. Проверка уровня топлива: Убедитесь, что уровень топлива в поплавковой камере карбюратора соответствует норме. Неправильный уровень может привести к перебоям в работе двигателя. Для проверки уровня топлива необходимо снять крышку карбюратора и измерить его высоту с помощью специального инструмента.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы карбюратора Солекс 21083 и обеспечить его стабильную работу. Регулярное обслуживание не только улучшит производительность автомобиля, но и поможет избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
Вопрос-ответ
Какие жиклеры нужно ставить на карбюратор «Солекс 21083»?
Карбюратор «Солекс 21083» в стандартном исполнении оснащается дозаторами с обозначением 21 для первой камеры и 23 для второй. Цифры указывают на диаметр отверстий жиклеров. На нижней поверхности заводских топливных дозаторов присутствуют числа 95 и 97,5 (первая и вторая камеры соответственно).
Чем отличается карбюратор 2108 от 21083?
Впускной коллектор двигателя -21083 отличается от коллектора двигателей -2108 и -21081 увеличенным диаметром каналов. Соответственно отличаются и их прокладки. Основные неисправности карбюратора ВАЗ 2108-21083.
Как понять, какой жиклер ставить?
На верхней части нанесены надписи, которые помогут определить, под какую конфорку используют этот тип жиклеров. К примеру, надпись 115 обозначает 1, 15 мм и указывает на самую большую конфорку. Если жиклеры подобраны и установлены правильно, то поджиг осуществляется без хлопков.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой жиклеров обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В инструкции к ВАЗ 21083 могут быть указаны оптимальные размеры жиклеров для различных условий эксплуатации, что поможет избежать проблем с работой двигателя.
СОВЕТ №2
При выборе жиклеров учитывайте климатические условия вашего региона. Например, для холодного климата могут потребоваться жиклеры с большим диаметром, чтобы обеспечить лучшую подачу топлива в условиях низких температур.
СОВЕТ №3
Не забывайте о необходимости регулировки карбюратора после установки новых жиклеров. Это поможет добиться оптимальной работы двигателя и снизить расход топлива. Регулировка включает в себя настройку холостого хода и смеси топлива с воздухом.
СОВЕТ №4
При покупке жиклеров выбирайте качественные детали от проверенных производителей. Это обеспечит надежность и долговечность работы карбюратора, а также снизит риск возникновения проблем с двигателем в будущем.






