Настройка зажигания на ВАЗ 2101 влияет на работу двигателя, его мощность и экономичность. Правильная настройка предотвращает проблемы с запуском, улучшает динамику и снижает расход топлива. В статье рассмотрим шаги для корректной настройки зажигания и полезные советы для самостоятельного выполнения этой процедуры.
УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ НА ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Момент зажигания играет ключевую роль в работе автомобиля, так как именно благодаря ему топливно-воздушная смесь воспламеняется. Если вы не совсем понимаете, о чем идет речь, давайте разберемся подробнее. В двигателе автомобиля находятся поршни, которые обеспечивают его функционирование. Чтобы поршни могли двигаться вверх и двигатель работал, необходима смесь воздуха и бензина. Эта смесь попадает в двигатель во время его работы. После этого включается зажигание, которое поджигает смесь, когда поршни находятся в верхней мертвой точке. Таким образом, двигатель начинает функционировать.
А что произойдет, если зажигание будет установлено немного раньше, когда поршни еще находятся в нижней мертвой точке? Можно предположить, что смесь также загорится, но двигатель будет работать гораздо тяжелее. Поршень не сможет вернуться назад, и когда он начнет подниматься, его будет останавливать преждевременное зажигание, что негативно скажется на работе двигателя. Поэтому важно следить за моментом воспламенения смеси и при необходимости регулировать угол зажигания, чтобы он был оптимальным.
Для установки момента зажигания вам понадобятся: гаечные ключи, специальная лампочка (называемая контрольной), работающая от 12 вольт, или вольтметр, если он у вас есть. Также не забудьте про стробоскоп — с его помощью вы сможете проверить, правильно ли отрегулирован момент зажигания.
Когда следует устанавливать момент зажигания?
Если вы заметили, что ваш автомобиль стал работать неправильно, например, потерял мощность, обороты начали «плавать» (особенно это заметно на холостом ходу), двигатель стал глохнуть или перегреваться, а также проявилась детонация (если вы не знаете, что это такое, рекомендуем ознакомиться с «Этой статьей», где все подробно описано), то, вероятно, у вас сбился момент зажигания. Это может произойти по вашей вине, если вы вмешивались в работу двигателя и, например, снимали трамблер. Также сбой может быть вызван неисправным подшипником в трамблере (подробности о ремонте трамблера можно найти в статье: «Ремонт трамблера на ВАЗ»). Сначала установите момент зажигания, и если этого не хватит надолго, стоит задуматься о ремонте трамблера или его замене на новый (информацию о замене трамблера можно найти в статье: «Замена распределителя зажигания на классических автомобилях»).
Настройка зажигания на ВАЗ 2101 — важный процесс, который требует внимательности и точности. Эксперты рекомендуют начать с проверки состояния свечей зажигания и их зазора, который должен составлять 0,6-0,7 мм. Далее следует убедиться в исправности катушки зажигания и проводов. Для точной настройки необходимо установить двигатель в верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра. Затем, с помощью специального инструмента, следует отрегулировать угол опережения зажигания, который должен находиться в пределах 5-10 градусов до ВМТ. Важно также учитывать качество топлива, так как оно может влиять на работу двигателя. Регулярная проверка и настройка зажигания помогут обеспечить стабильную работу автомобиля и продлить срок службы его компонентов.
Как правильно установить момент зажигания на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
В установке зажигания нет ничего сложного, вам всего лишь нужно ознакомиться с этой статьей, и вы быстро освоите процесс. Прежде всего, важно убедиться, действительно ли требуется регулировка зажигания, или оно настроено правильно. Как выполнить эту проверку, вы можете узнать в статье: «Проверка момента зажигания на его правильность».
Если у вас нет стробоскопа, существует еще один способ проверки правильности настройки зажигания, который, кстати, является более точным. Этот метод также описан в той же статье, просто прокрутите страницу вниз, и вы найдете раздел с названием: «Проверка установки момента зажигания»!
После того как вы провели проверку и убедились, что момент зажигания действительно требует корректировки, переходите к его настройке. Для начала необходимо извлечь свечу из первого цилиндра (не путайте, первый цилиндр расположен ближе к передней части автомобиля; на головке блока цилиндров также есть нумерация, присмотритесь, и вы её увидите; если потребуется, очистите головку от грязи с помощью тряпки). Затем закройте пальцем отверстие, как показано на фото ниже, и установите поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Как это сделать, вы можете узнать в статье: «Установка поршня четвертого цилиндра в верхнее положение». Не обращайте внимания на то, что в статье речь идет о четвертом цилиндре, так как поршни первого и четвертого цилиндров движутся одновременно. Если вы установите поршень четвертого цилиндра в ВМТ, то и поршень первого цилиндра также будет в нужном положении.
Примечание!
Ваш помощник должен вращать коленчатый вал до тех пор, пока вы не почувствуете, что из отверстия, где находится ваш палец, начал выходить воздух (это будет ощутимо). Когда это произойдет, продолжайте медленно вращать шкив коленвала, пока метка на шкиве (обозначенная буквой Г) не совпадет с меткой Б. Как только метки совпадут, остановитесь и переходите к проверке ротора трамблера, читайте далее!
Теперь, когда все сделано, обратите внимание на ротор трамблера. У него есть наружный контакт, обозначенный буквой А (не перепутайте!). Этот контакт должен быть направлен на первый цилиндр (где находится первый цилиндр, можно увидеть по крышке трамблера, на ней есть все обозначения от первого до четвертого цилиндра). Боковые защёлки (обозначены буквами Б) должны быть примерно параллельны двигателю. Если все так, значит, с зажиганием все в порядке, и вам не нужно лезть в автомобиль. В противном случае продолжайте читать.
Далее вам нужно открутить нижнюю гайку трамблера (не отворачивайте её полностью, оставьте немного на резьбе). Затем слегка приподнимите трамблер и поверните его валик, перемещая ротор трамблера (ротор находится в верхней части, на него направлена синяя стрелка). Вам нужно вращать ротор до тех пор, пока он не будет направлен на первый цилиндр (смотрите по крышке трамблера). После этого опустите трамблер и затяните гайку, но не до конца.
Теперь возьмите контрольную лампу на 12 вольт или вольтметр и подключите их следующим образом: плюс подключите к низковольтному выводу (например, к клемме + на катушке зажигания), а минус — к массе (подсоедините к кузову или аккумулятору). После подключения включите зажигание, повернув ключ, и как только оно включится, переходите к регулировке. Одной рукой удерживайте ротор распределителя, а другой медленно поворачивайте корпус вакуумного регулятора по часовой стрелке (до тех пор, пока контрольная лампа не погаснет или вольтметр не перестанет показывать значения). Как только лампа погаснет, начинайте медленно вращать корпус в другую сторону. Как только контрольная лампа загорится или вольтметр покажет около 12 вольт, остановитесь и затяните нижнюю гайку крепления до упора, затем выключите зажигание.
Примечание!
Более подробно о том, как с помощью контрольной лампы выставить зажигание, смотрите в ролике ниже:

| Этап настройки | Действие | Инструменты |
|---|---|---|
| Подготовка | Прогреть двигатель до рабочей температуры. | Тахометр, стробоскоп (желательно) |
| Установить автомобиль на ровную поверхность. | — | |
| Отключить вакуумный корректор (если есть). | — | |
| Установка ВМТ | Выкрутить свечу первого цилиндра. | Свечной ключ |
| Вставить в свечное отверстие отвертку или палец. | — | |
| Проворачивать коленвал до момента, когда поршень первого цилиндра достигнет верхней мертвой точки (ВМТ). | Ключ для проворачивания коленвала | |
| Совместить метку на шкиве коленвала с меткой на блоке двигателя. | — | |
| Настройка прерывателя | Ослабить винты крепления прерывателя. | Отвертка |
| Повернуть корпус прерывателя до момента, когда контакты разомкнутся. | — | |
| Установить зазор между контактами 0.4-0.5 мм. | Щуп | |
| Затянуть винты крепления прерывателя. | Отвертка | |
| Настройка угла опережения зажигания | Подключить стробоскоп к первому цилиндру. | Стробоскоп |
| Запустить двигатель. | — | |
| Направить луч стробоскопа на шкив коленвала. | — | |
| Поворачивать корпус прерывателя до момента, когда метка на шкиве коленвала совпадет с меткой на блоке двигателя при оборотах холостого хода (800-900 об/мин). | Отвертка | |
| Затянуть винты крепления прерывателя. | Отвертка | |
| Проверка | Проверить работу двигателя на разных оборотах. | Тахометр |
| Убедиться в отсутствии детонации и провалов. | — | |
| Подключить вакуумный корректор (если был отключен). | — |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о настройке зажигания на ВАЗ 2101:
-
Угол опережения зажигания: Для ВАЗ 2101 оптимальный угол опережения зажигания составляет около 5-10 градусов до ВМТ (верхней мертвой точки) для бензина АИ-76. Правильная настройка угла позволяет улучшить мощность двигателя и снизить расход топлива.
-
Использование стробоскопа: Настройка зажигания на ВАЗ 2101 может быть значительно упрощена с помощью стробоскопа. Этот инструмент позволяет визуально определить момент зажигания, что делает процесс более точным и быстрым. При этом важно, чтобы двигатель работал на холостом ходу и был прогрет.
-
Влияние состояния свечей зажигания: Состояние свечей зажигания напрямую влияет на работу системы зажигания. Если свечи загрязнены или изношены, это может привести к неправильному сгоранию смеси и, как следствие, к необходимости частой корректировки зажигания. Регулярная проверка и замена свечей помогут поддерживать оптимальную работу двигателя.
Проверка установки момента зажигания:
Как вы уже поняли, проверить зажигание можно с помощью стробоскопа (хотя этот метод не самый точный, он все же имеет право на существование). Однако наиболее эффективным способом является проверка на ходу, так как результаты зависят от качества бензина: чем хуже топливо, тем меньше раннее зажигание вам потребуется выставить. Итак, давайте начнем. Садитесь в автомобиль и разгоняйтесь до 45 км/ч. Затем переключитесь на четвертую передачу и полностью нажмите на педаль газа. Через 2-3 секунды вы должны услышать детонацию (ссылка на статью о детонации уже приведена выше; если вы еще не ознакомились с ней, обязательно сделайте это — там есть видео с примером звука детонации, чтобы вы могли понять, о чем идет речь). По мере разгона звук детонации должен исчезнуть. Если он не пропадает, это означает, что у вас слишком раннее зажигание (в этом случае поверните корпус трамблера на 0.5-1 деление по часовой стрелке). Если же детонация полностью отсутствует, значит, зажигание слишком позднее, и вам нужно повернуть корпус на 0.5-1 деление против часовой стрелки. Когда все настройки будут выполнены правильно, отметьте метку относительно двигателя и делений корпуса трамблера, как показано на фото ниже (метка должна находиться напротив средней риски).
Примечание!
Чтобы вы могли наглядно увидеть, как настроить зажигание без использования специального оборудования (стробоскопа), просто посмотрите видео ниже. В нем подробно описаны все моменты, хотя в ролике используется автомобиль не классического производства, а Нива. Не обращайте на это особого внимания, так как в Ниву и классику устанавливался один и тот же двигатель, и в целом там все практически идентично!

Дополнительный видео-ролик:
Ниже представлен еще один полезный видеоролик, в котором демонстрируется, как можно отрегулировать зажигание на автомобиле без использования контрольки и вольтметра.
https://youtube.com/watch?v=kUusEMMG-kg
Регулировка зазора между контактами распределителя зажигания
Регулировка зазора между контактами распределителя зажигания является важным этапом настройки системы зажигания на автомобиле ВАЗ 2101. Правильный зазор обеспечивает надежное искрообразование, что, в свою очередь, влияет на работу двигателя, его мощность и экономичность. Для выполнения этой процедуры вам понадобятся следующие инструменты: щуп для измерения зазора, отвертка и, возможно, ключи для снятия крышки распределителя.
Первым шагом необходимо отключить аккумулятор, чтобы избежать случайного замыкания или удара током. После этого снимите крышку распределителя зажигания, аккуратно открутив крепежные винты. Обратите внимание на состояние контактов: если они сильно изношены или покрыты нагаром, их следует заменить.
Затем с помощью щупа измерьте зазор между контактами. Для ВАЗ 2101 оптимальный зазор составляет 0,4-0,5 мм. Если зазор меньше или больше указанного значения, его необходимо отрегулировать. Для этого аккуратно поднимите или опустите один из контактов, используя отвертку. Будьте осторожны, чтобы не повредить контактные поверхности.
После регулировки зазора снова проверьте его с помощью щупа. Убедитесь, что зазор остается в пределах нормы. Если все в порядке, установите крышку распределителя на место, убедившись, что она плотно прилегает и не имеет зазоров.
После завершения регулировки зазора рекомендуется подключить аккумулятор и провести тестовый запуск двигателя. Обратите внимание на его работу: двигатель должен запускаться легко, без посторонних звуков и перебоев. Если вы заметили какие-либо проблемы, возможно, потребуется повторная проверка зазора или диагностика других элементов системы зажигания.
Регулярная проверка и настройка зазора между контактами распределителя зажигания помогут поддерживать оптимальную работу двигателя и продлить срок службы системы зажигания вашего автомобиля ВАЗ 2101.
Вопрос-ответ
Как проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2101?
Для проверки правильности установки зажигания необходимо использовать стробоскоп. Подключите его к системе зажигания и запустите двигатель. С помощью стробоскопа проверьте, совпадает ли метка на шкиве коленчатого вала с меткой на корпусе двигателя при работе на холостом ходу. Если метки не совпадают, потребуется произвести регулировку.
Какой угол опережения зажигания должен быть установлен на ВАЗ 2101?
Угол опережения зажигания для ВАЗ 2101 обычно составляет 5-10 градусов до верхней мертвой точки (ВМТ) при холостом ходе. Для точной настройки рекомендуется использовать стробоскоп и следовать рекомендациям производителя, так как угол может варьироваться в зависимости от состояния двигателя и используемого топлива.
Что делать, если двигатель не запускается после настройки зажигания?
Если двигатель не запускается после настройки зажигания, проверьте правильность подключения проводов к катушке зажигания и наличие искры на свечах. Также убедитесь, что свечи исправны и правильно установлены. Если искра есть, но двигатель не запускается, возможно, проблема в системе питания или компрессии.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом настройки зажигания убедитесь, что двигатель находится в хорошем состоянии. Проверьте свечи зажигания, провода и катушку. Если они изношены, замените их, чтобы избежать проблем с запуском и работой двигателя.
СОВЕТ №2
Используйте стробоскоп для точной настройки угла опережения зажигания. Это позволит вам добиться оптимальной работы двигателя и повысить его мощность. Убедитесь, что у вас есть доступ к меткам на маховике для точного измерения.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте и при необходимости корректируйте зазор между контактами распределителя. Неправильный зазор может привести к нестабильной работе двигателя и увеличенному расходу топлива.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что настройка зажигания может зависеть от качества топлива. Используйте бензин с рекомендованным октановым числом, чтобы избежать детонации и обеспечить стабильную работу двигателя.
