Инжектор на ВАЗ — ключевой элемент системы впрыска, влияющий на производительность и экономичность автомобиля. Рассмотрим принципы работы инжектора, его преимущества перед карбюраторными системами и основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ. Эта информация полезна для автолюбителей, желающих улучшить характеристики своего автомобиля, а также для тех, кто планирует диагностику или замену инжектора.
ДЕЛАЕМ ИНЖЕКТОР НА АВТОМОБИЛЕ ВАЗ 2106
ВАЗ 2106 выпускался на протяжении почти трех десятилетий и стал самым популярным седаном из классической линейки автомобилей, производимых концерном «АвтоВАЗ». Инжекторные системы начали устанавливать на ВАЗ 2106 лишь в последние четыре года его производства — с 2002 по 2006 год, когда модель собиралась на заводе «ИжАвто».
На вторичном рынке данная модификация встречается довольно редко, и многим поклонникам «шестерок» она не знакома. Владельцы классических автомобилей с карбюраторной системой часто задумываются о переходе на инжекторные технологии. Причины для этого разнообразны, среди них:
- исключение необходимости регулярной чистки и настройки карбюратора каждые полгода;
- устранение вибраций двигателя на холостом ходу;
- облегчение и ускорение запуска двигателя в холодное время года и после длительных периодов простоя;
- и, что немаловажно, снижение расхода топлива на 10-15% при улучшенной динамике.
Установка инжектора на классическую Ладу требует определенных затрат, однако эти расходы могут окупиться уже через 50 000 км пробега или за 1,5-2 года активной эксплуатации автомобиля. Кроме того, стоимость модернизации можно снизить, если выполнить работы самостоятельно, без привлечения специалистов.
Эксперты отмечают, что установка инжектора на автомобили ВАЗ значительно улучшает их эксплуатационные характеристики. Современные инжекторы обеспечивают более точное дозирование топлива, что способствует повышению мощности двигателя и снижению расхода топлива. Кроме того, система впрыска позволяет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, что делает автомобили более экологичными.
Специалисты также подчеркивают, что переход на инжекторную систему требует тщательной настройки и диагностики, чтобы избежать проблем с совместимостью и производительностью. Важно учитывать, что инжекторные двигатели требуют более качественного обслуживания и регулярного контроля состояния системы. В целом, переход на инжектор может стать выгодным решением для владельцев ВАЗ, стремящихся улучшить характеристики своих автомобилей.

Особенности инжектора, перечень оборудования для замены
Перед тем как самостоятельно установить инжектор, важно ознакомиться с теоретической частью. На большинстве автомобилей ВАЗ 2106 (включая модификации 21060, 21061, 21064, 21065) используются карбюраторные атмосферные двигатели объемом 1,45 и 1,6 литра, которые оснащены одинаковой головкой блока цилиндров (ГБЦ) — 2101.
Эта головка блока цилиндров не совсем подходит для установки инжектора, так как имеет впускные отверстия неправильной формы и не оснащена шпильками для крепления впускного коллектора с ресивером. Хотя можно провести доработку ГБЦ для экономии, если у вас нет необходимых знаний, разумнее будет приобрести готовую ГБЦ в сборе от модернизированной Нивы — 21214.
Двигатель Нивы имеет много общего с мотором 2106, поэтому головка блока цилиндров от Нивы идеально соответствует расчетным характеристикам.
Если бюджет ограничен, можно купить пустую ГБЦ и перенести в нее клапаны и другие элементы из старой головки. Однако для этого также потребуются знания и опыт. Кроме ГБЦ, вам понадобится следующее оборудование от ВАЗ 21214:
- Рампа с форсунками и регулятором давления.
- Ресивер с дроссельным узлом и регулятором холостого хода.
- Впускной коллектор.
- Прокладки для впускного и выпускного коллекторов.
- Прокладка для ресивера.
- Передняя крышка двигателя с отверстием для датчика положения коленвала (ДПКВ).
- Шкив коленвала с местом для установки ДПКВ.
- ДПКВ.
- Датчик положения дроссельных заслонок (ДПДЗ).
- Датчик моментального расхода воздуха (ДМРВ).
- Датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Датчик скорости.
- Датчик детонации (ДД).
- Педаль акселератора с тросом привода.
Кроме перечисленных деталей, вам также понадобятся:
- Блок управления двигателем (контроллер) Январь 7.2.
- Проводка для блока управления (коса от инжекторного ВАЗ 2107).
- Модуль зажигания с кронштейном.
- Высоковольтные провода.
- Электробензонасос от Волги или Дэу Дамас.
- Топливные шланги и фильтр (инжекторные).
- Электровентилятор радиатора (если его не было ранее).
- Заглушки для мест крепления трамблера и механического бензонасоса.
Рекомендуется приобретать электронику от автомобилей семейства Лада 110, предназначенную для моторов с 8-клапанными ГБЦ.

| Проблема | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Двигатель троит/нестабильно работает | Загрязнение форсунок | Чистка форсунок (ультразвуком или специальными присадками) |
| Повышенный расход топлива | Неисправность датчика кислорода (лямбда-зонда) | Замена датчика кислорода |
| Плохой запуск двигателя (особенно на холодную) | Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости | Замена датчика температуры охлаждающей жидкости |
| Потеря мощности, провалы при разгоне | Засорение топливного фильтра | Замена топливного фильтра |
| Нестабильные обороты холостого хода | Неисправность регулятора холостого хода | Чистка или замена регулятора холостого хода |
| Горит индикатор «Check Engine» | Ошибка в ЭБУ (электронном блоке управления) | Диагностика ЭБУ с помощью сканера, устранение причины ошибки |
| Утечка топлива | Повреждение топливных шлангов или уплотнений | Замена поврежденных элементов |
| Двигатель глохнет на ходу | Неисправность топливного насоса | Замена топливного насоса |
| Запах бензина в салоне | Негерметичность топливной системы | Проверка и устранение утечек |
| Повышенная дымность выхлопа | Неправильная работа форсунок или датчиков | Диагностика и ремонт системы впрыска |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о инжекторах на автомобилях ВАЗ:
-
Переход на инжектор: ВАЗ начал устанавливать инжекторы на свои автомобили в начале 1990-х годов, что стало значительным шагом в модернизации моделей. Первым автомобилем с инжекторной системой стал ВАЗ-2111, который был представлен в 1998 году. Это позволило улучшить экономию топлива и снизить уровень выбросов.
-
Система управления: Инжекторы на автомобилях ВАЗ работают в сочетании с электронными системами управления двигателем (ЭБУ), которые обеспечивают оптимальное распределение топлива и воздуха в зависимости от условий эксплуатации. Это позволяет не только повысить мощность двигателя, но и улучшить его надежность.
-
Модернизация и тюнинг: Инжекторные системы на автомобилях ВАЗ стали популярными среди автолюбителей, занимающихся тюнингом. Существуют различные модификации инжекторов и ЭБУ, которые позволяют значительно увеличить мощность и динамические характеристики автомобилей, что делает их более привлекательными для гонок и спортивного вождения.
Подготовка к установке
После того как все необходимые детали будут приобретены, можно переходить к процессу модернизации. В первую очередь следует удалить устаревшее оборудование, а именно:
- ослабить и снять генераторный ремень;
- демонтировать шкив коленчатого вала и крышку привода распределительного вала;
- снять трамблер, бензонасос и коммутатор;
- удалить карбюратор и воздушный фильтр;
- снять старую головку блока цилиндров вместе с коллекторами;
- открутить выпускной коллектор от ГБЦ и тройник-распределитель охлаждающей жидкости (он находится спереди от коллекторов по направлению движения автомобиля);
- демонтировать тяги привода акселератора, педаль газа и ненужные провода (к датчику охлаждающей жидкости, ЭКХХ и трамблеру);
- снять бензобак (если он подлежит замене).
После этого необходимо выполнить подготовительные работы.
- Просверлить отверстие на отливе тройника распределителя охлаждающей жидкости, установить в него новый датчик температуры тосола и закрепить тройник на новой головке блока цилиндров.
- Установить датчик положения дроссельной заслонки на предусмотренное для него место в узле дроссельных заслонок.
- Закрыть заглушками отверстия в блоке, оставшиеся после демонтажа механического топливного насоса и трамблера.
- Протянуть обратный топливный шланг до бензобака, если его не было.
- Установить кронштейн для крепления электробензонасоса в багажнике или под днищем и подключить топливный насос к шлангу подачи топлива.
Монтаж системы впрыска
После завершения подготовки можно переходить к установке инжектора.
- В первую очередь следует установить головку блока цилиндров (ГБЦ) от модели ВАЗ 21214 на блок цилиндров.
- Далее необходимо установить новую переднюю крышку блока, новый шкив коленвала и зафиксировать датчик положения коленвала (ДПКВ).
- На впускные и выпускные каналы ГБЦ нужно установить прокладку и прикрепить новый впускной коллектор, а старый выпускной коллектор вернуть на место.
- На треугольное место крепления, где находятся две шпильки, следует надеть дистанционную прокладку, а на впускные отверстия коллектора – простую прокладку.
- Вставьте топливную рампу с форсунками в приемные трубы и закрепите ее с помощью двух винтов.
- Прикрепите ресивер вместе с дросселями и регулятором холостого хода на отведенное для него место.
- Закрепите датчик давления на винт, который удерживает заглушку трамблера.
- Подключите датчик скорости к редуктору привода спидометра.
- Установите модуль зажигания на моторный щит рядом с бачком тормозной жидкости.
- Закрепите педаль газа на правых шпильках вакуумного усилителя тормозов (ВУТ).
- Присоедините трос газа: один конец к педали, другой – к дроссельному узлу, и зафиксируйте его на кронштейне ресивера так, чтобы он немного провисал.
- В завершение прикрепите подводящий топливный шланг и обратный шланг к инжектору.
После этого останется только установить блок управления, подключить к нему датчики и остальную проводку автомобиля согласно представленной схеме. Средняя стоимость установки системы впрыска составляет около 20 000 рублей, однако она может значительно снизиться при использовании б/у запчастей.

Настройка и диагностика системы после установки
После установки инжектора на автомобили ВАЗ, крайне важно провести правильную настройку и диагностику системы впрыска. Это позволит обеспечить оптимальную работу двигателя, повысить его мощность и снизить расход топлива. В данной части статьи мы рассмотрим основные этапы настройки и диагностики системы впрыска.
1. Первоначальная проверка
Перед началом настройки необходимо убедиться, что все компоненты инжекторной системы установлены правильно. Проверьте:
- Качество подключения проводов и разъемов;
- Отсутствие утечек топлива;
- Правильность установки датчиков (например, датчика температуры, давления и положения дроссельной заслонки).
2. Подключение диагностического оборудования
Для настройки и диагностики инжекторной системы потребуется специальное диагностическое оборудование, такое как сканер OBD-II. Подключите сканер к диагностическому разъему автомобиля и запустите его. Это позволит получить информацию о состоянии системы впрыска и выявить возможные ошибки.
3. Считывание кодов ошибок
После подключения сканера необходимо считать коды ошибок, если таковые имеются. Ошибки могут указывать на неисправности в системе, такие как:
- Неисправность датчиков;
- Проблемы с форсунками;
- Неправильная работа блока управления двигателем (ECU).
Каждый код ошибки имеет свое значение, и его расшифровка поможет определить, какие действия необходимо предпринять для устранения проблемы.
4. Настройка параметров впрыска
После устранения всех выявленных ошибок можно переходить к настройке параметров впрыска. Это включает в себя:
- Регулировку времени впрыска;
- Настройку соотношения воздух-топливо;
- Оптимизацию работы дроссельной заслонки.
Эти параметры могут быть настроены с помощью программного обеспечения, совместимого с вашим блоком управления двигателем. Важно следовать рекомендациям производителя и учитывать специфику вашего автомобиля.
5. Тестирование работы двигателя
После завершения настройки необходимо провести тестирование работы двигателя. Это можно сделать как на стенде, так и в условиях реальной эксплуатации. Обратите внимание на:
- Устойчивость работы на холостом ходу;
- Отзывчивость на нажатие педали акселератора;
- Отсутствие провалов и дерганий при разгоне.
Если во время тестирования выявляются проблемы, необходимо вернуться к предыдущим этапам и внести соответствующие коррективы.
6. Регулярная диагностика
После успешной настройки инжекторной системы рекомендуется проводить регулярную диагностику. Это поможет своевременно выявлять и устранять возможные неисправности, а также поддерживать оптимальную работу двигателя. Рекомендуется проверять систему не реже одного раза в год или при каждом техническом обслуживании автомобиля.
Таким образом, правильная настройка и диагностика инжекторной системы на автомобилях ВАЗ являются ключевыми факторами для обеспечения надежной и эффективной работы двигателя. Следуя вышеописанным шагам, вы сможете добиться максимальной производительности вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Сколько стоит инжектор на Жигули?
Стоимость двигателя 21067 инжектор. Блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом — 83000 руб. Блок цилиндров в сборе, ГБЦ в сборе, без навесного оборудования — 175000 руб. Двигатель в сборе с навесным оборудованием — 195000 руб.
Можно ли поставить инжектор на ВАЗ 2101?
Сейчас АвтоВАЗ прекратил выпуск карбовых машин, и все чаще на дорогах можно увидеть впрысковую классику. А если есть авто, значит, есть и запчасти. К сожалению, впрысковые специфические детали для классики пока найти проблематично, но можно.
В каком году стали ставить инжектор на ВАЗ?
Серийно на 2108 инжектор 1.5 л стали ставить, правда, не на все, а в основном на экспортные модели, инжектор GM.
Советы
СОВЕТ №1
Перед установкой инжектора на ВАЗ обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Убедитесь, что выбранный инжектор соответствует требованиям двигателя и его мощности, чтобы избежать проблем с производительностью.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние инжектора и системы впрыска. Загрязнение форсунок может привести к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Используйте специальные очистители для инжекторов или проводите диагностику на СТО.
СОВЕТ №3
При замене инжектора не забывайте о необходимости замены уплотнительных колец и других комплектующих. Это поможет избежать утечек топлива и обеспечит надежную работу системы впрыска.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах, лучше доверить установку инжектора профессионалам. Неправильная установка может привести к серьезным поломкам и дополнительным расходам на ремонт.
